Трансфер технологий - мнение развивающихся стран

2024 / Апрель 18

В связи со стремительно возрастающим влиянием технологий и инноваций на развитие экономической силы стран все больший вес в повестке торговых переговоров приобретает вопрос трансфера технологий. Конкурентные преимущества, которые передовые технологии предоставляют государствам, обостряют уже давно существующую проблему неравного доступа развитых и развивающихся стран к передовым достижениям науки. Так, на переговорах в ВТО развивающиеся страны вопрос доступа к технологиям ставят с позиции его упрощения и стимулирования, а развитые – все чаще стремятся к запретам и ограничениям.

Причина отсутствия консенсуса на площадке ВТО в отношения вопроса трансфера технологий – в многогранности этого явления, о чем косвенно может свидетельствовать тот факт, что единого подхода к определению этого понятия среди членов ВТО нет. Так, принятое в 1995 году соглашение ТРИПС, положения которого в основном направлены на стимулирование технологического развития и роста инноваций, не дает определение понятия трансфера технологий.  Несмотря на наличие Статьи 66.2, устанавливающей обязательство развитых стран-членов ВТО о поощрении и содействии передачи технологий наименее развитым странам-членам, ТРИПС не содержит императивных норм в отношении трансфера технологий. 

В марте 2023 года страны Африканской группы (АГ) выпустили официальное заявление [1], в котором призвали членов ВТО разработать правила и соответствующие каналы для передачи технологий, чтобы обеспечить их доступность для развивающихся стран. В заявлении отмечается, что трансфер технологий является важным политическим инструментом для сокращения технологического разрыва и разрыва в производительности, а также позволяет содействовать значимой интеграции развивающихся стран в глобальную торговлю. По мнению стран АГ, члены ВТО так и не разработали надлежащие механизмы для реализации целей и принципов Соглашения ТРИПС, заложенных в Статьях 7 и 8 [2]. Кроме того, страны выразили сомнения в отношении исполнения обязательств в рамках Статьи 66.2 [3]. Африканская группа подчеркнула необходимость содействия в передаче цифровых и экологически чистых технологий для осуществления структурных преобразований и выразила надежду, что данные вопросы будут рассмотрены Рабочей группой по торговле и трансферу технологий и Советом по ТРИПС в рамках их мандатов [4].

В опубликованном в ноябре прошлого года документе [5], подготовленном также Африканской группой для специальной сессии Комитета по торговле и развитию по предложениям об особом и дифференцированном режиме по Статье 66.2 ТРИПС, была отмечена основная озабоченность наименее развитых стран (НРС), заключающаяся в том, что, реализация Статьи 66.2 по-прежнему не соответствует букве и духу мандата ТРИПС. Несмотря на регулярное представление развитыми странами-членами отчетов об их вкладе в соответствии со Статьей 66.2, в действительности в уведомлениях отсутствует ясность в отношении характера стимулов и того, в достаточной ли степени такие стимулы приводят к передаче технологий НРС. Во многих уведомлениях по-прежнему указывается, что получателями стимулов не являются НРС, а в тех случаях, когда НРС указаны, стимулы не приводят к фактической передаче технологий. Кроме того, в отсутствие общего понимания, что представляет собой трансфер технологий, он зачастую подменяется программами создания технического потенциала (technical capacity programmes) [6]. В качестве возможного решения проблемы предлагается составление перечня технологий, которые находятся в государственной собственности в развитых странах-членах ВТО и которые могут быть переданы по запросу любой НРС. Помимо этого, предлагается предоставлять государственные средства предприятиям на территории развитых стран для целей стимулирования трансфера технологий в НРС [7]. 

В заявлении от 8 марта [8], подготовленном Бангладешем, Колумбией, Египтом и Индией, страны вновь делают акцент на проблеме трансфера технологий в развивающиеся страны и НРС [9]. Очевидно, что членам ВТО нужно будет приложить немалые усилия для разрешения противоречивого вопроса передачи технологий, возникшего еще в период деколонизации. Проблема осложняется тем фактом, что практически все технологии на сегодняшний день принадлежат компаниям из развитых стран, которые стремятся защитить свои разработки, а члены ВТО согласно правилам, могут влиять на доступ к технологиям только в той части, которая затрагивает вопросы национальной безопасности. Однако у каждой медали, как всем известно, есть две стороны. И вторая сторона в вопросе передачи технологий заключается в способности развивающихся стран и НРС создать необходимые условия (ресурсная база, инвестиционный климат, кадровое обеспечение и т.д.) для принятия и реализации этих технологий от развитых стран.


Михеева Евгения

Качур Алексей 


[1] WT/GC/W/868

[2] Ст. 7: «Охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии […]»

Ст. 8, п.1: «При разработке или изменении своих законов и правил, члены могут принимать меры, необходимые для […] для содействия общественным интересам в жизненно важных для их социально-экономического и технического развития секторах […]»

[3] Там же. пар. 26, 27

[4] Там же. пар. 28

[5] JOB/TN/CTD/8

[6] Там же, пар.10

[7] Там же, Приложение 1

[8] WT/GC/W/925

[9] Там же. пар.3

Загрузка комментариев...