Положения об электронной торговле в региональных торговых соглашениях: борьба подходов

2022 / Апрель 15

Параллельно с многосторонними переговорами о правилах в области электронной торговли[i] участники глобальной торговой системы разрабатывают и включают положения, регулирующие e-commerce, в региональные соглашения, действующие за рамками ВТО. Так, по данным Секретариата ВТО, в 2017 году положения об электронной торговле содержались в 75 из 275 действовавших РТС (~27%)[ii]. На сегодняшний день База данных об РТС ВТО насчитывает 118 соглашений, содержащих соответствующие нормы, из 340 действующих (~35%)[iii].

Евразийский экономический союз – не исключение из общего тренда. Так, соглашения ЕАЭС с Сингапуром, Вьетнамом, Китаем и Сербией содержат положения об электронной коммерции, однако «глубина» обязательств в каждом документе различная. В частности, соглашение ЕАЭС–Сербия устанавливает лишь обязательство сторон реализовывать сотрудничество в области электронной торговли (ст. 25), в то время как в соглашении с Китаем содержатся нормы об электронной аутентификации, защите прав потребителей и персональных данных (глава 11). В соглашение с Сингапуром помимо прочих включены нормы о неприменении таможенных пошлин к цифровым товарам в той мере, в которой это соответствует многосторонним договоренностям на уровне ВТО (ст. 9.3), и нормы, разрешающие трансграничную передачу информации в коммерческих целях, предусматривающие, однако, право сторон вводить ограничения для достижения легитимных целей публичной политики (ст. 9.8). В целом, нормы соглашений, заключаемых ЕАЭС, отличаются диспозитивностью и часто отсылают к внутреннему законодательству сторон. [iv]

Положения об электронной торговле содержатся и в соглашении о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) – крупнейшей ЗСТ мира, в которую входят 15 стран, включая Австралию, Китай, Южную Корею и Японию. Так, ВРЭП предусматривает право сторон вводить ограничения на трансграничную передачу информации не только для достижения целей публичной политики, но и для обеспечения интересов национальной безопасности, причем введение таких мер не оспаривается другими сторонами (ст. 12.15:3(b)). В соответствии с положениями ВРЭП определенная регуляторная свобода сохраняется и в отношении таможенных пошлин (ст. 12.11), и в части требований о локализации вычислительных мощностей (ст. 12.14). [v]

Ярким контрастом по отношению к таким подходам выступают соглашения, заключаемые западными странами. Так, в октябре 2019 года США и Япония заключили Соглашение о цифровой торговле (Digital Trade Agreement), которое демонстрирует гораздо более либеральный подход к регулированию сферы e-commerce. В соглашении установлен императивный принцип недискриминации «цифровых товаров» (ст. 8), закреплен безусловный запрет на требования о локализации вычислительных мощностей (ст. 12) и запрет на требования о передаче исходного кода (ст. 17).[vi] Нормы об электронной торговле содержатся также в соглашениях о ЗСТ США с Австралией, Бахрейном, странами Карибского бассейна, Колумбией, Кореей, Марокко, Оманом, Панамой, Перу, в соглашении США-Мексика-Канада (USMCA), ЗСТ с со странами Центральной Америки и Доминиканской Республикой (CAFTA-DR). [vii]

Следует отметить, что цифровая торговля лежит в основе нового плана администрации Дж. Байдена по созданию Индо-Тихоокеанской рамочной экономической программы (IPEF), анонсированной в октябре 2021 года.[viii] IPEF должна быть выстроена не вокруг традиционной тарифной либерализации, а вокруг новых тематик, которые ранее «сопровождали» тарифные обязательства в рамках ЗСТ. По словам Торгового представителя США К. Тай, традиционные ЗСТ привели к ситуации, в которой США ощущает серьезное внутреннее противодействие дальнейшей либерализации, поскольку она приводит к оффшорингу и аутсорсингу (перемещению за рубеж) американских рабочих мест и возможностей для роста.[ix] Выстраивая новую модель взаимодействия со странами региона, США стремятся ориентироваться не на снижение тарифов, а на сферы, в которых сконцентрирован потенциал для будущего лидерства – это цифровая торговля, экологические и трудовые стандарты, инфраструктурное сотрудничество, повышение устойчивости цепочек поставок и снижение углеродного следа.

Минторг США 11 апреля 2022 года завершил сбор комментариев по вопросам формулирования позиции США в рамках IPEF: было представлено 60 позиций, многие из которых затрагивают цифровую торговлю.[x] Так, например, Альянс разработчиков программного обеспечения (BSA | The Software Alliance) полагает, что переговоры по IPEF должны привести к устранению барьеров, препятствующих распространению на иностранных рынках контента, произведенного в США (фильмов, музыкальных произведений, ПО, публикаций), защитить американских поставщиков от принудительной передачи технологий и вредоносной кибер-деятельности, от обязанности передавать исходный код недобросовестным участникам цифрового обмена. Результаты переговоров должны обеспечить защиту интересов американских предприятий на всех стадиях производственной цепочки: от НИОКР до производства, складирования, логистики, продаж и обслуживания.[xi]

По мнению Альянса, как нормы ВРЭП, так и само законодательство стран Индо-Тихоокеанского региона не содержат достаточно эффективных правил, которые позволили бы исключить дискриминацию цифровых товаров и услуг, производимых в США. Действующие в регионе нормы предполагают возможность установления требований по локализации данных и необоснованных ограничений на их передачу, возможность введения требований о передаче технологий и исходного кода программного обеспечения, применения таможенных пошлин, злоупотребления техническими правилами и стандартами, касающимися цифровых технологий для создания барьеров в торговле.

Как отмечают исследователи, различия в подходах, проявляющиеся в положениях региональных соглашений, являются важнейшим вызовом для формулирования многосторонней или плюрилатеральной системы правил в области электронной торговли.[xii] Сторонам переговоров еще предстоит согласовать подходы, которые отражали бы общее понимание о пределах регулирования электронной торговли и учитывали бы обязательства, содержащиеся в текстах уже заключенных и действующих региональных соглашений.

 

Автор: М.С. Шмелев




[i] См. заметку от 16.03.2022 «Совместная инициатива» по электронной коммерции: новая надежда или скрытая угроза?

[ii] WTO Working Paper. Provisions on Electronic Commerce in Regional Trade Agreements, стр. 4 (https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201711_e.pdf)

[iii] WTO RTA Database https://rtais.wto.org

[iv] Тексты соглашений ЕАЭС доступны на сайте Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/Pages/Торговые-соглашения-ЕАЭС.aspx

[v] Текст главы ВРЭП об электронной торговле на сайте Секретариата АСЕАН: https://rcepsec.org/wp-content/uploads/2020/11/Chapter-12.pdf

[vi] Текст Соглашения на сайте Управления торгового представителя США: https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/japan/Agreement_between_the_United_States_and_Japan_concerning_Digital_Trade.pdf

[vii] Тексты соответствующих положений доступны на сайте Управления торгового представителя США: https://ustr.gov/issue-areas/services-investment/telecom-e-commerce/e-commerce-fta-chapters

[viii] Текст заявления Президента США в ходе выступления на Саммите стран Восточной Азии: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/10/27/readout-of-president-bidens-participation-in-the-east-asia-summit

[ix] U.S. senators complain Biden's Indo-Pacific plan won't cut tariffs (Reuters, 01.04.2022): https://www.reuters.com/world/us/ustr-tai-says-working-counter-chinas-targeting-strategic-industries-2022-03-31/

[x] Общественное обсуждение на сайте Regulations.gov: https://www.regulations.gov/document/ITA-2022-0001-0001

[xi] Текст комментария BSA | The Software Alliance на сайте Regulations.gov: https://downloads.regulations.gov/ITA-2022-0001-0004/attachment_1.pdf

[xii] Ikigai Law. Analysing E-Commerce Norms in Free Trade Agreements: Notes for WTO’s Plurilateral Negotiations (2020): https://www.ikigailaw.com/analysing-e-commerce-norms-in-free-trade-agreements-notes-for-wtos-plurilateral-negotiations/#_ftn7

Загрузка комментариев...