Пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС в новых геополитических реалиях

2022 / Май 4

Сохраняется ли актуальность целей пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ) ЕС в новых геополитических реалиях, санкционной и торговой политике ЕС?

Цели ПКУМ ЕС (официально заявленные (а), (b), (c) и обсуждаемая некоторыми экспертами (d)):

a)     предотвращение рисков «утечки» углерода[i] в связи с ростом расходов промышленности ЕС на выбросы парниковых газов в рамках Системы торговли квотами ЕС, которая приводит к возникновению экономических предпосылок для переноса производств со значительным объемом выбросов в другие юрисдикции;

b)     укрепление конкурентоспособности на мировых рынках[ii] (защита промышленности ЕС от потери конкурентоспособности путем обеспечения эквивалентной цены на выбросы парниковых газов для отечественного и импортного производства);

c)     влияние на климатические амбиции третьих стран (побудить третьи страны принять собственные цены на углерод[iii], что позволит снизить издержки в рамках ПКУМ ЕС);

d)     внутриполитическое прикрытие для всех «зеленых» мер.[iv]

В соответствии с текущим проектом регламента Европейской комиссии[v] и Совета ЕС[vi] ПКУМ будет распространяться на пять секторов: сталь и железо, удобрения, электроэнергия, цемент, алюминий. Около половины (49,4%) попадаемого под охват углеродоемкого импорта будет поступать из пяти стран: Россия, Китай, Великобритания, Норвегия, Турция.

ПКУМ ЕС в наибольшей степени должен был повлиять на Россию как основного торгового партнера ЕС по углеродоемким товарам. В рамках текущего охвата механизма 16,7% углеродоемких товаров должно было поступать из России (больше, чем из любой другой страны).[vii] Выбросы парниковых газов от поставляемых в ЕС товаров из России составляют 14% от всех выбросов от импортируемых ЕС товаров.[viii]

Если посмотреть во взаимосвязи объемы европейского импорта товаров, которые подпадают под охват ПКУМ ЕС, и ограничения в рамках санкционной политики ЕС, а также на особенности торговой политики ЕС по отношению к другим странам, то появляется вопрос об актуальности заявленных Европейской комиссией и Советом ЕС целей (a), (b), (c) ПКУМ ЕС, отмеченных выше (рисунок 1).

Россия. В рамках четвертого пакета санкций ЕС запретил поставки стали и железа из России, которые находятся под защитными мерами.[ix] Экспорт алюминия из России косвенно ограничен санкциями других стран, например, Австралия с 20 марта запретила поставки в Россию алюминиевых руд (бокситов) и глинозема (полуфабрикат для производства алюминия).[x] В качестве внутренней меры по сдерживанию роста цен на продовольствие Россия с 1 декабря 2021 г. временно ввела квоты на экспорт из России азотных и сложных азотосодержащих удобрений, запрет с 1 февраля 2022 г. на экспорт аммиачной селитры до 1 мая 2022 г. Более того, Президент РФ Владимир Путин поручил правительству продлить действие механизма квот на экспорт удобрений из России до 31 августа и предусмотреть возможность ежеквартальной пролонгации этих ограничений.[xi] Таким образом, возможный объем углеродоемкого импорта ЕС из России ограничен, что снижает риски «утечки» углерода (цель (а), (b)). При этом снижается и способность ЕС влиять на российскую климатическую политику (цель (с)).

Китай. ЕС применяет повышенные тарифы (антидемпинговые пошлины) в отношении алюминия, стали и железа из Китая.

Великобритания. Внутренняя цена Великобритании на углерод в рамках Системы торговли квотами на выбросы сопоставима с ценой ЕС, что снижает платежи в рамках ПКУМ ЕС.[xii]

Норвегия. Согласно Приложению 2 проекта Регламента Европейской комиссии, углеродный механизм ЕС не будет распространяться на Норвегию.[xiii]

Турция. ЕС ввел специальные защитные меры и антидемпинговые пошлины в отношении продукции из стали и железа, которые значительно ограничили поставки из Турции.[xiv]

                                                          2022-05-04_13-56-18.png

 Рисунок 1 – Объемы импорта ЕС углеродоемких товаров, которые подпадают под действие ПКУМ

Источник: Avoiding the pitfalls of an EU carbon border adjustment mechanism | Centre for European Reform


Планируемые ограничения торговли в рамках ПКУМ ЕС совпадают (случайно?) с целями санкционной политики ЕС в отношении России, а также мерами торговой защиты против импорта из других стран.


Автор: Зуева Т.Г.


[i] Carbon Border Adjustment Mechanis: Questions and Answers // European Commission (July 14, 2021)

[ii] A European Green Deal // European Commission

[iii] Council agrees on the Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) // Council of the EU (March 15, 2022)

[iv] Most Favoured Nation: Does the EU need CBAM anymore? // Sam Lowe (April 8, 2022)

[v] Proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council establishing a carbon border adjustment mechanism (COM/2021/564 final) (July 14, 2021)

[vi] Draft regulation of the European Parliament and of the Council establishing (March 15, 2022)

[vii] Weekly data: EU’s CBAM to impact Russia, China and the UK the most // Energymonitor (February 7, 2022)

[viii] EU Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) | Tax Foundation (March 18, 2022)

[ix] Official journal // Forth package of restrictive measures against Russia (March 15, 2022)

[x] Autonomous Sanctions (Export Sanctioned Goods—Russia) Designation 2022 (March 19, 2022)

[xi] Перечень поручений по итогам совещания о развитии агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности (утв. Президентом РФ 26 апреля 2022 г.)

[xii] Brexit decision left UK firms paying 10% more than EU rivals for emissions | Emissions trading | The Guardian

[xiii] Proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council establishing a carbon border adjustment mechanism (COM/2021/564 final) (July 14, 2021)

[xiv] Extension of EU steel safeguard provides long-term safety-net for the EU steel industry (eurofer.eu) ; WTO | DS595: European Union - Safeguard Measures on Certain Steel Products

Загрузка комментариев...