Планируемое регулирование иностранных субсидий в ЕС для устранения искажений на рынке

2022 / Август 12

Перечень новых односторонних торговых инструментов ЕС продолжает расширяться. Законодательные органы ЕС (Европейский парламент и Совет ЕС) 30 июня 2022 г. достигли соглашения по проекту регулирования иностранных субсидий, которые искажают внутренний рынок ЕС.[i] Этому предшествовала законодательная инициатива Европейской комиссии. Ранее, 5 мая 2021 г., Еврокомиссия выдвинула предложение по инструменту для устранения потенциальных последствий иностранных субсидий.[ii] Проект Еврокомиссии основан на «Белой книге об уравнивании конкурентных условий в отношении иностранных субсидий», опубликованной 17 июня 2020 г.[iii] Новое регулирование повлияет на сделки слияния и поглощения, государственные закупки, а также на деловую активность компаний на рынке ЕС, которые получили субсидии из стран, не входящих в ЕС. Субсидии могут выступать средством косвенного протекционизма: например, субсидии могут быть использованы в пользу отечественной промышленности таким образом, чтобы подорвать преимущества для других участников международной торговли от снижения тарифов. Является ли цель ЕС по регулированию субсидий иной, чем борьба с «протекционизмом»?

Отмечается, что существующие правила торговой защиты (в том числе в рамках Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам) охватывают только экспорт товаров из третьих стран и, таким образом, не устраняют все искажения, вызванные иностранными субсидиями из стран, не входящих в ЕС. А именно в случаях, когда иностранные субсидии направлены на сделки с приобретением, слиянием, поглощением европейских компаний; напрямую поддерживают деятельность компаний на территории ЕС или облегчают участие в процедуре государственных закупок. В процессе публичных обсуждений проекта регулирования европейские компании отмечали то, что антидемпинговые и компенсационные меры не могут устранить каждый случай искажения рынка – в новом инструменте они видят «потенциальные корректирующие полномочия».[iv]

Проект регулирования иностранных субсидий устанавливает всеобъемлющую основу для рассмотрения Еврокомиссией любой экономической деятельности на европейском внутреннем рынке, субсидируемой из страны, не входящей в ЕС. На практике это будет реализовано с помощью трёх инструментов:

-  два инструмента предварительного разрешения – для обеспечения равных условий (1) при сделках слияния и поглощения на сумму свыше 500 млн евро с учётом иностранной субсидии не менее 50 млн евро и (2) при участии в государственных закупках на сумму свыше 250 млн евро;

-  общий инструмент исследования рынка – для расследования всех других рыночных ситуаций с более низкими суммами сделок по слиянию и процедур государственных закупок.

Еврокомиссия, обладая исключительной правоприменительной компетенцией по обеспечению соблюдения планируемого регулирования, будет уполномочена проводить расследования субсидий, предоставленных иностранными государствами за пять лет до вступления в силу регулирования, которые продолжают искажать внутренний рынок после принятия новых правил. Еврокомиссия может проводить расследования по собственной инициативе (ex officio), а также действовать на основании любых указаний или информации о том, что компания на территории ЕС получает иностранную субсидию.

При установлении наличия нарушающей правила иностранной субсидии и негативных последствий ЕС может ввести меры по устранению вероятных искажающих последствий (например, компенсационные выплаты, средства правовой защиты, отчуждение определённых активов или запрет на определенные операции на рынке). Приобретатель европейской компании или участник торгов в рамках государственных закупок должен будет уведомить ex-ante о любом финансовом содействии, полученном от правительства, не входящего в ЕС. До рассмотрения Еврокомиссией сделка или процедура не может быть совершена. Если компания не выполняет обязательство по уведомлению о таком финансовом содействии, то возможны штрафы.

Регулирование, как ожидается, вступит в силу к середине 2023 г. Правила увеличат регуляторный риск для компаний, работающих или инвестирующих в ЕС при поддержке иностранных государств, а также усложнит юридический аспект процедур. Ещё предстоит увидеть, в какой степени Еврокомиссия будет использовать свои новые широкие полномочия для возбуждения ex officio расследований.

Планируемое регулирование иностранных субсидий, как и пограничный корректирующий углеродный механизм, а также новый подход ЕС к торговым соглашениям для содействия «зелёному» и справедливому росту или инструмент реагирования на случаи экономического давления со стороны третьих стран, в одностороннем порядке создают, как полагает ЕС, равные условия для европейских компаний. Одновременно с этим инструменты оказывают и непосредственное влияние на другие страны, выдвигают им условия и оставляют «без выбора» при желании сохранять экономическую активность на рынке ЕС.

Автор: Татьяна Зуева


[i] Foreign subsidies, European Commission (June 30, 2022)

[ii] Commission proposes new Regulation to address distortions caused by foreign subsidies in the Single Market, European Commission (May 5, 2021)

[iii] White Paper on levelling the playing field as regards foreign subsidies, European Commission, COM(2020) 253 final, Brussels, 17.6.2020

[iv] 5 industries that need to watch foreign subsidies rules, Politico (July 14, 2022)

Загрузка комментариев...