В новом Докладе о мониторинге и оценке сельскохозяйственной политики от 30 октября 2023 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проанализировала общий объем поддержки сельского хозяйства, который достиг рекордного уровня в 851 миллиард долларов США в год в течение 2020-2022 годов для 54 подотчётных стран. Согласно Докладу, поддержка по-прежнему в значительной степени осуществляется крупными торговыми игроками: Китаем, Индией, США и ЕС, на которые приходится 36%, 15%, 14% и 13% от общего объема предоставленной поддержки соответственно.[i] При этом чуть менее половины этих мер было оказано с наибольшим потенциалом рыночных искажений, таких как пограничные тарифы и выплаты субсидий.
С одной стороны, правительства стремились защитить потребителей и производителей от глобальных кризисов, пандемии и высокой инфляции. С другой стороны, эти меры также исказили международные рынки, которые остаются ключевым механизмом сглаживания последствий дефицита или небывалых урожаев. Как отметил Генеральный Секретарь ОЭСР Матиас Корманн, «такие меры [поддержки] изменяют торговлю, инвестиции и местоположение производства, подрывая как ценность доступа к рынкам, так и преимущества конкурентных рынков и открытой торговли. Они также могут быть вредны для окружающей среды, поскольку часто наносят ущерб качеству воды и биоразнообразию и могут увеличить использование ресурсов и выбросы парниковых газов. Необходимы реформы, чтобы гарантировать, что государственная поддержка сельского хозяйства и других отраслей промышленности не помешает нам достичь наших глобальных климатических целей»[ii].
В своем Докладе[iii] ОЭСР предлагает правительствам следующую политическую программу для достижения долгосрочных целей развития устойчивой экономики сельскохозяйственного сектора:
- Поэтапно отказываться от мер, препятствующих корректировке производства, таких как поддержка цен и других политик, нацеленных на конкретные сырьевые товары, которые повышают жёсткость продовольственных систем.
- Уделять приоритетное внимание участию правительства в управлении рисками в области информации, содействия и управлении катастрофических событий (экстремальные погодные изменения, штормы, наводнения, тепловые волны и т.д.)
- Инвестировать в целенаправленные мероприятия, поддерживающие адаптацию к изменению климата и переход сектора к более устойчивым продовольственным системам.
- Отдавать предпочтение мерам без искажений.
- Укреплять систему сельскохозяйственных знаний и инноваций и ее ориентацию на устойчивый рост производительности.
- Стимулировать предложение общественных благ, таких как сохранение биоразнообразия или других экосистемных услуг.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) 6 ноября 2023 года также выпустила исследование с гораздо более широким охватом стран (154) и пришла к выводу, что функционирование существующих агропродовольственных систем связано с огромными скрытыми издержками для здоровья, окружающей среды и общества, объем которых составляет не менее 10 трлн долл. США в год, или почти 10 процентов мирового ВВП[iv]. Примечательно, что для корректировки функционирования существующих агропродовольственных систем и получения более высоких результатов правительствам предлагается задействовать в том числе рычаги, искажающие рынок: налоги и субсидии[v]. Как отмечается, «перепрофилирование субсидий потенциально может улучшить экологическую устойчивость и здоровье людей без снижения экономического благосостояния»[vi]. Одновременно с этим, авторы доклада осознают искажающие последствия субсидий[vii], предлагая далее создавать более общие законодательные рамки и регулирование, приводя пример Регламент ЕС об обезлесивании[viii], или десятилетний запрет на рыбалку в водах реки Янцзы Китаем[ix]. В то же время ФОА не даёт готового ответа на вопрос о том, какая законодательная модель торговых мер на международном и национальном уровне была бы достаточно эффективна.
Таким образом, и ОЭСР, и ФАО приводят неутешительные данные о текущих государственных политиках в сельскохозяйственном секторе, которые не служат долгосрочным целям устойчивого развития ООН. Обе организации признают негативное влияние мер государственной поддержки на экономическое благосостояние и призывают страны к реформам и подробному изучению скрытых издержек, которые подрывают итоговые цели устойчивой сельскохозяйственной политики.
Ганина Ольга
[i] https://www.oecd.org/fr/presse/reforms-needed-to-production-and-market-distorting-policies-as-agricultural-support-reaches-record-highs.htm
[ii] Там же.
[iii] https://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation-2023_b14de474-en
[iv] https://www.fao.org/newsroom/detail/hidden-costs-of-global-agrifood-systems-worth-at-least--10-trill...
[v] Там же.
[vi] FAO. The State of Food and Agriculture 2023 https://www.fao.org/3/cc7724en/online/state-of-food-and-agriculture-2023/cost-accounting-transform-agrifood.html
[vii] Там же. Chapter 4. Mainstreaming True Cost Accounting to Support the Transformation of Agrifood Systems.
[viii] https://environment.ec.europa.eu/topics/forests/deforestation/regulation-deforestation-free-products_en
[ix] См. сноску vii.
5 сен 2024
3 июл 2024
18 сен 2024
16 сен 2024