Сегодня роль искусственного интеллекта игнорировать невозможно, он перестал быть экспериментальной технологией и стал частью повседневной жизни миллионов людей. По данным ОЭСР, уже в 2024 году четверть работников разных сфер использовали генеративный ИИ в своей профессиональной деятельности[i]. И это не временный тренд, а фундаментальный сдвиг, который меняет подходы к организации труда, управлению бизнес-процессами и развитию международной торговли. Сферы применения ИИ обширны и, можно предположить, не ограничены – от рутинных задач до сложнейших аналитических операций.
Участники мировой торговой системы получают не просто новые возможности повышения эффективности, но стратегический фактор конкурентоспособности. Те, кто вовремя интегрирует ИИ в работу торговых подразделений и аналитических центров, получат ощутимое преимущество в снижении издержек, ускорении сделок и открытии новых рынков. По оценкам экспертов, к 2040 году объемы мировой торговли могут вырасти на 7–14% в зависимости от масштабов внедрения искусственного интеллекта[ii]. В докладе ВТО 2024 года подчеркивается, что ИИ играет ключевую роль в «преодолении торговых барьеров посредством автоматизации логистики, упрощения таможенных процедур, обеспечения соблюдения норм и прогнозирования рисков»[iii]. Кроме того, отмечается, что широкое внедрение технологий способно снизить совокупные торговые издержки примерно на 14,3%[iv] и стимулировать развитие торговли товарами и услугами, связанными с ИИ.
Международная практика уже демонстрирует значительный потенциал технологий. Возьмем для примера сферу таможни. Британский стартап CustomsTrack применяет ИИ для автоматической обработки таможенных документов и подачи деклараций, что ускоряет процедуры оформления и сокращает расходы. В ЕС в рамках проекта CustomAI разработан набор инструментов на базе ИИ для повышения точности таможенного контроля и снижения количества ошибочных выявлений опасных или нарушающих правила грузов. В Бразилии проект SISAM анализирует таможенные декларации для выявления потенциальных нарушений, обеспечивая более эффективное распределение ресурсов таможенных органов. В России развитие ИИ в данной сфере закреплено в «Стратегии развития таможенной службы до 2030 года», предусматривающей внедрение интеллектуальных систем управления рисками, автоматизацию контроля и оформления грузов, а также создание единой цифровой среды для повышения безопасности и качества внешнеэкономической деятельности.
Отдельное направление, имеющее долгосрочный потенциал, связано с использованием ИИ в торговых переговорах. В условиях трансформации глобальных цепочек поставок и усиления протекционизма ИИ может стать инструментом нового поколения для поиска компромиссов между странами. Благодаря способности быстро анализировать массивы данных ИИ может повысить эффективность выработки решений. Показателен опыт Бразилии, где в рамках проекта Brazil Intelligent Tech & Trade Initiative используются ИИ и технологии блокчейна для повышения результативности и инклюзивности торговых переговоров[v].
Вместе с тем, работа искусственного интеллекта носит двойственный характер. С одной стороны, это мощный инструмент, способный существенно повысить эффективность бизнес-процессов, оптимизировать торговые операции и стимулировать экономический рост за счет внедрения инноваций. С другой стороны, использование ИИ порождает комплекс задач для правового и административного регулирования. Среди них вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, обеспечения кибербезопасности, минимизации рисков злоупотребления данными, соблюдения этических норм при автоматизированном принятии решений, а также необходимость формирования единых правовых рамок, адаптированных к стремительно развивающимся технологиям.
Таким образом, ключевая задача для государств, бизнеса и всего международного сообщества заключается в поиске баланса между поддержкой инноваций и выстраиванием надежной системы регулирования, которая позволит максимально использовать потенциал ИИ и одновременно снизить сопутствующие риски.
Регулируется ли искусственный интеллект ВТО?
Применительно к регулированию искусственного интеллекта в рамках ВТО необходимо учитывать, что прямого упоминания ИИ в соглашениях ВТО (естественно) не существует. Тем не менее действующие нормы применимы в определенной степени.
Прежде всего, регулирование ИИ в рамках ВТО уже осуществляется через применение положений ГАТС. Нормы соглашения распространяются на все услуги, независимо от формы их оказания – будь то офлайн, онлайн или с применением ИИ. Следовательно, внедрение искусственного интеллекта при предоставлении услуги не выводит ее за пределы правового режима ГАТС. Более того, ИИ в большинстве случаев не является самостоятельным сектором, а интегрируется в уже существующие сектора услуг – консалтинг, финансы, исследовательские услуги, ИКТ и пр. и регулируется как инструмент оказания этих услуг. Именно поэтому на такие услуги в полной мере распространяются все ключевые обязательства ГАТС: РНБ, транспарентность, национальный режим и доступ на рынок. При этом, содержание и объем обязательств определяются перечнями специфических обязательств государств-членов ВТО, в которых зафиксированы сектора, подсекторы и применяемые режимы.
В том случае, если услуга ИИ предоставляется как самостоятельная, условия ее доступа на рынки стран ВТО могут определяться либо перечнем обязательств по доступу на рынок соответствующей страны (например, услуги переводчика, инженерные услуги и пр.), поскольку в своем большинстве перечни обязательств не определяют тип поставщика соответствующей услуги, либо, если речь идет обо всех услугах, предоставляемых ИИ, то базовыми обязательствами по РНБ, которые применяются ко всем поставщикам услуг или услугам, независимо от того, включены соответствующие обязательства в перечень или нет.
Помимо ГАТС в определенной степени применимы и другие соглашения ВТО. Так, ССКМ охватывает государственную поддержку в товарных сегментах экосистемы ИИ – инфраструктуре, оборудовании, комплектующих. ГАТТ регулирует торговлю «материальными» товарами, в том числе, устройствами с интегрированными ИИ-компонентами (системами контроля, алгоритмами, встроенным программным обеспечением). ТРИПС в данном случае применимо в части защиты алгоритмов, исходного кода и связанных технологий. Определенную роль также играет Соглашение по ТБТ, которое охватывает стандарты и сертификацию товаров с элементами ИИ.
Отдельного упоминания заслуживает работа в рамках инициативы по электронной коммерции. Соглашение по ЭК рассматривается как потенциальная правовая основа для дальнейшей детализации регулирования цифровых технологий, включая искусственный интеллект, с учетом его специфики.
Вместе с тем, перед членами ВТО остается ряд вопросов стратегического характера. Вот несколько из них:
- Какова правовая природа ИИ в контексте права ВТО: это товар, услуга или особая категория, требующая нового правового режима?
- Подпадают ли под правила ГАТТ товары, оснащенные элементами ИИ (например, автомобили с автопилотом, ИИ-роботы, умные устройства), в полном объеме, или же требуется отдельная детализация их статуса?
- Как квалифицировать услуги, предоставляемые полностью автономными системами ИИ, например Chat GPT? Является ли это принципиально новым видом деятельности? Требуется ли уточнения перечней специфических обязательств (соответствующих членов ВТО), учитывающие цифровую природу таких услуг?
- Могут ли изобретения/произведения, созданные ИИ, претендовать на охрану интеллектуальной собственности, когда законы об ИС предусматривают изобретателей/создателей-людей?
- Какой все-таки правовой режим должен применяться к алгоритмам, исходному коду и обучающим данным? Следует ли рассматривать их как объекты авторского права? Охраняемую коммерческую тайну? Или, может быть, особый объект регулирования? Как сбалансировать защиту прав разработчиков и необходимость доступа к данным для инновации?
- Каким образом согласовывать международные стандарты и сертификацию продукции с ИИ элементами, чтобы избежать фрагментации рынков и скрытого протекционизма?
Ответы на эти вопросы во многом определят траекторию дальнейшего развития регулирования ИИ в рамках ВТО и сформируют основы глобальной архитектуры цифровой торговли. Тем временем в повестке реформы ВТО регулирование ИИ уже заняло свое место. Для России участие в соответствующих переговорах имеет стратегическое значение: от выработки сбалансированной позиции зависит защита национальной безопасности, сохранение экономического суверенитета и доступ отечественных компаний к международным рынкам. Активное вовлечение в дискуссии позволит не только минимизировать риски неблагоприятных для страны правил, но и укрепить роль России как одного из ключевых участников формирования глобальной нормативной базы в сфере цифровых технологий.
Роман Астапович
Александра Мочалова
[i] Интеллект для белых воротничков: как устроен новый рынок ИИ для бизнеса. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/533728-intellekt-dla-belyh-vorotnickov-kak-ustroen-novyj-rynok-ii-dla-biznesa
[ii] Foresee the unseen: Evaluating the impact of artificial intelligence on international trade. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0161893825000699
[iii] WTO report examines AI's impact on global trade. URL: https://english.news.cn/20241122/d32f2fe381174c0ebaf91b7f5a70ac26/c.html
[iv] The Impact of AI on International Trade: Opportunities and Challenges. URL: https://www.mdpi.com/2227-7099/12/11/298
[v] Intelligent Tech & Trade Initiative. A Discussion Paper. URL: https://unctad.org/system/files/non-official-document/dtl_eWeek2018c04-ICCBrasil_en.pdf
30 июн 2025
26 июн 2025
26 авг 2025
12 авг 2025