Евразийская интеграция через углеродную повестку – новый вектор для ЕАЭС

2023 / Март 6

После принятия Россией председательства в органах ЕАЭС в 2023 году, Министр экономического развития РФ Максим Решетников на семинаре ЕАЭС по климатической повестке выступил с инициативой создания общего добровольного рынка углеродных единиц Союза.

Для России идея создания общего углеродного рынка закономерна. В Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года подчеркивается важность обеспечения недискриминационных условий для страны в контексте трансграничного регулирования углеродных единиц, из чего логично проистекает стремление России к участию в формировании цены на углерод при консолидации позиции членов ЕАЭС по данному вопросу.

Кризисные 2020 – 2022 годы, равно как не уходящая на второй план декарбонизационная повестка выводят на авансцену экологические формы кооперации, тесно связанные с понятием коллективной безопасности. Так, во всех государствах-членах ЕАЭС приняты законы об энергоэффективности и возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), реализуются соответствующие государственные программы. Одна из основных задач – снижение показателей энергоемкости экономик. Идея создания общего углеродного рынка ЕАЭС также полностью коррелирует с планами по формированию общих энергетических рынков Союза.

Для ЕАЭС наднациональная интеграция в сфере экологического регулирования может стать новым актуальным вектором развития и углубления торговых связей в силу ряда обстоятельств. Во-первых, синхронизация подходов к климатической повестке и создание системы трансграничной торговли углеродными единицами могут стать стимулом для достижения национальных целей по сокращению выбросов парниковых газов. Во-вторых, создание общего рынка способно укрепить позиции стран ЕАЭС на профильных переговорных площадках, в том числе в рамках Конференций сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP). В-третьих, инициатива может заложить основы углубленного экономического сотрудничества и вывести евразийскую интеграцию на новую стадию. Наконец, синхронизация рынков углеродных единиц – логичный шаг к преодолению негативных эффектов вступления в силу ПКУМ (пограничного корректирующего углеродного механизма) ЕС в 2026 году. Создание валидной системы учета выбросов на уровне ЕАЭС, имеющей шансы на верификацию на международном уровне, означало бы появление возможности взаимозачета при расчете суммы налога и снижение нагрузки на экспортеров углеродоемкой продукции. Данная опция важна для оптимизации торговли не только с ЕС, но и с восточными партнерами, планомерно вводящими системы торговли выбросами, аналогичные европейским ETS (European trade system).

Среди сдерживающих факторов, которые предстоит преодолеть на пути к общему рынку можно назвать: различный уровень развития углеродного рынка (он существует только в России и Казахстане, причем в добровольной форме в первом случае и в формате регулируемого рынка – во втором), дисбаланс экономического развития, различия в законодательной базе климатического регулирования.

Таким образом, первыми шагами к созданию общего углеродного рынка ЕАЭС могут стать: унификация углеродного регулирования в государствах-членах и подписание договоренностей об их взаимном признании, создание единого органа по верификации и системы аккредитации проектов низкоуглеродного развития, внедрение добровольных наднациональных стандартов.


Анастасия Коломина 


Загрузка комментариев...