Одиннадцатого августа 2023 г. Министерство торговли Китая опубликовало свой первый Доклад о соответствии торговой политики США обязательствам страны в ВТО. В документе Китай призывает США к ответственности за разрушение многосторонней торговой системы и использование протекционистских и односторонних мер против своих торговых партнеров. Подобные доклады ежегодно публикует Минторг США в отношении Китая и России. Примечательно, что доклад Китая сфокусирован не только на торговой политике США, но и ставит более серьезные, системные вопросы относительно будущего функционирования многосторонней торговой системы (МТС).
Доклад Китая поделен на три части:
1. Общая оценка соблюдения США своих обязательств в ВТО. Утверждается, что с 2017 года, отвлекая внимание от своих внутренних проблем, США пренебрегают правилами ВТО и ожиданиями других членов Организации, прибегают к односторонним мерам, протекционизму и «агрессивной гегемонии», что привело к серьезным шокам для многосторонней торговой системы.
2. Специфические обеспокоенности в отношении торговой политики и мер США. Минторг Китая выделает 11 ключевых проблемных сфер в политике США: тарифные и нетарифные барьеры, промышленные субсидии, сельскохозяйственные субсидии, меры торговой защиты, стандарты и технические регламенты, торговля услугами, права интеллектуальной собственности, экспортный контроль и экономические санкции, механизм допуска иностранных инвестиций (по соображениям национальной безопасности), политика «Buy American» и дискриминационные договоренности в международном экономическом и торговом сотрудничестве.
3. Совместные усилия Китая и других членов ВТО по противодействию политике США, нарушающей правила ВТО и подрывающей многосторонний характер торговой системы. Выделены 5 ключевых направлений: поддержание истинной «многосторонности» в торговой системе, возобновление работы Апелляционного органа, защита законных прав и интересов развивающихся членов ВТО, эффективное использование функций ВТО по обзору торговой политики и мониторингу, а также поддержание авторитета механизма разрешения споров.
Особенностью доклада безусловно является то, что он сфокусирован не только на конкретных аспектах торговой политики страны (США), нарушающих нормы ВТО, но и ставит более серьезные, системные вопросы о будущем многосторонней торговой системы (в Разделе 3 и частично в Разделе 1) и, в отдельных случаях, указывает вектор движения в решении указанных проблем.
В докладе Китай подчеркивает свой вклад в решение вопросов реформирования ВТО. В частности, он ссылается на многочисленные предложения и инициативы КНР, сделанные отдельно или совместно с ЕС и другими членами Организации (в т.ч. предложение Китая по реформе ВТО), на проведение совместных мероприятий (в т.ч. министерскую встречу по реформе ВТО в Шанхае), на работу по поддержке МТС в рамках Г20, БРИКС, АТЭС и др. площадках. Минторг Китая критикует США за блокировку работы Апелляционного органа ВТО и подчеркивает свою роль в восстановлении нормальной работы системы разрешения споров, которая является необходимой для поддержки МТС.
Подготовка к МК13 и будущее МТС
В рамках подготовки к предстоящей 13-й Министерской конференции ВТО, запланированной к проведению в начале 2024 года в Абу-Даби, появляется все больше предложений относительно будущего и перспектив Организации, ее реформы или операционализации. Интересно, однако, что в то время как инициативы США, Канады, Японии, Австралии и ряда других экономически значимых членов ВТО предлагают в большей степени «технические» решения по улучшению работы ВТО и повышению эффективности деятельности ее органов, наименее развитые страны (НРС) и некоторые развивающиеся ставят более субстантивные вопросы, по которым требуется предоставление реальных торговых преференций.
Так, июльский документ Австралии, Канады, Японии и ряда других стран, к которому также присоединились Китай и Турция[i], призван улучшить работу высшего органа принятия решений ВТО – Министерской конференции (МК). Предложены в том числе следующие улучшения: обсуждение министрами новых «горизонтальных» вопросов, пересекающихся с торговыми аспектами, таких как изменения климата, здоровье и развитие; фокус на реформе ВТО; проведение встреч министров в период между двумя МК; расширение охвата компетенций министров на МК, например, чтобы они могли закончить переговоры, которые завершены делегатами по существу.
Ранее появилось предложение США об улучшении работы Генерального совета и Комитета по торговым переговорам, которое ставило своей целью повысить предсказуемость и управляемость процессом. Предлагается, например, ввести практику подготовки к каждому заседанию более подробной повестки дня, вопросы в которой ранжируются на основе новизны и тех действий, которые должны предпринять члены ВТО.
Напротив, документ Пакистана нацелен на определенные послабления правил ВТО для «развивающихся стран, оказавшихся под негативными влиянием кризиса» (предлагается ввести такое определение). Кризисные явления могут быть связаны как с климатическими и природными катастрофами, продовольственной безопасностью, так и с экономическим/финансовым кризисом или вопросами здоровья населения. Основная идея – меры, принятые развивающимся членом ВТО в ситуации кризиса, при соблюдении определенных критериев не могут быть оспорены в ВТО.
Предложение наименее развитых стран (НРС) сфокусировано на предоставлении периода адаптации для членов ВТО, утрачивающих статус НРС (35 стран из 46 НРС по списку ООН – члены ВТО). Предлагается предоставить им порядка 6 лет на постепенную адаптацию после потери статуса НРС, либо рассмотреть возможность продления действия для них торговых преференций (к числу таких мер в отношении НРС относится, например, почти на 100% беспошлинный режим доступа на рынки многих стран, в первую очередь развитых).
В целом складывается впечатление, что «косметических» мер, таких как улучшение работы генсовета или МК, будет недостаточно для полноценной реставрации «фасада» ВТО. Не очень помогают в решении глобальных проблем и дополнительные исключения из правил для развивающихся стран. Представляется, что нужен прямой диалог между авторами полярных, но наиболее глубоких предложений о реформе ВТО. Пока, тем не менее, этот разговор носит характер взаимных обвинений и призывов к ответственности за подрыв МТС.
Полина Тонких
[i] Китай и Турция имеют статус развивающихся стран в рамках ВТО.
13 июл 2023
7 июл 2023
20 сен 2023
18 сен 2023