Что МК грядущая нам готовит?

2024 / Февраль 21

Большинство текстов, которые на данный момент (20.02.2024 г.) появились к 13-й Министерской конференции ВТО (МК-13), содержат множество скобок[i] (несогласованные положения в тексте). В связи с этим работа над итоговыми решениями МК-13 продлится, по всей видимости, до самого конца конференции, которая начнется уже на следующей неделе в г. Абу-Даби. Тем не менее, некоторые элементы возможного пакета договоренностей уже вырисовываются.

Так, в проекте итогового документа конференции (Министерской декларации) содержится указание в том числе на следующие элементы:

i. Сельское хозяйство. Подготовлен проект рабочей программы по сельскому хозяйству, указывающий на вектор развития переговоров по всем направлениям – от внутренней поддержки (субсидии) и доступа на рынки до экспортных ограничений и запретов. Например, поддерживается стремление членов ВТО к переходу от наиболее искажающих торговлю субсидий к менее искажающим формам поддержки. В рабочей программе содержатся ссылки на необходимость «фасилитации» с/х торговли (содействия торговле, упрощения ее процедур) – соответствующие предложения ранее вносила Российская Федерация.

ii. Рыболовные субсидии. (1) В ходе МК-13 будет отмечен прогресс по ратификации членами ВТО первого соглашения, которое запрещает применение субсидий в целях ННН-промысла[ii] и в нерегулируемых районах мирового океана, а также субсидий, способствующих перелову. Однако количество ратификаций пока недостаточно для вступления Соглашения в силу.[iii]

(2) В повестке дня конференции принятие второго соглашения, которое нацелено на ограничение субсидий, способствующих не только перелову, но и созданию избыточных мощностей. Сложность заключается в том, что связь конкретных видов субсидий с созданием избыточных мощностей не всегда установлена или научно доказана, о чем неоднократно упоминала и Россия, в т.ч. в своих комментариях к проекту Соглашения.

iii. Торговля и развитие. Несколько положений проекта Министерской декларации посвящены непосредственно вопросам развития, включая содействие наименее развитым странам (НРС), малым и уязвимым экономикам, а также развивающимся странам, не имеющим выхода к морю. Это отражает общую тенденцию в предоставлении развивающимся странам «изъятий» из общих правил: происходит постепенная градация таких стран на более и менее развитые, когда на реальные «поблажки» могут рассчитывать лишь менее развитые категории экономик (а не Китай, Индия и др.).

iv. Реформа системы разрешения споров. Представлен проект Министерского решения, в котором члены ВТО принимают во внимание достигнутый на данный момент прогресс и на его основе договариваются ускорить работу по восстановлению системы разрешения споров.

v. Реформа ВТО. В Министерской декларации предлагается отметить реализованные на данный момент шаги по реформе организации согласно отчету Секретариата ВТО. В нем собраны результаты работы во всех органах организации. Во многом это «технические» улучшения: устранение конфликтов мероприятий или более подробные повестки заседаний. Конечно же, всех волнуют более системные аспекты реформ, включая совещательную и переговорную функции организации (немного подробнее об этом мы писали здесь).  

Среди других элементов договоренностей, которые пока не вошли в основной проект Министерской декларации, но приложены к ней, фигурируют торговля и промышленная политика, устойчивое сельское хозяйство, трансфер технологий, трансграничное предоставление услуг телемедицины и др.

Неотъемлемой частью итогов конференции станет присоединение к ВТО двух новых членов из числа наименее развитых стран (Коморы, Восточный Тимор). За пределами ВТО остается не так много крупных экономик. В процессе присоединения к организации находятся многие НРС, а также такие партнеры России, как Узбекистан и Туркменистан.

Не исключены, конечно, решения и по другим вопросам. Например, к МК-13 опубликовано заявление Великобритании, Кабо Верде и Эль Сальвадора (председатели неформальной рабочей группы), призывающее к продолжению работы по вопросам роли женщин в торговле. Среди прочего, предлагается включать в обзоры торговой политики[iv] информацию о наилучших практиках членов ВТО в этой сфере. Ранее, в 2017 г. на конференции в г. Буэнос-Айрес, 118 членов ВТО, включая Россию, подписали Декларацию о торговле и расширении экономических прав и возможностей женщин. Данное направление работы имеет широкую поддержку других международных организаций, включая МТЦ, ЮНКТАД и др.

В этом году отмечают 30 лет с момента принятия решения о создании с 1 января 1995 года Всемирной торговой организации. Безусловно хотелось бы, чтобы организация, правила которой на ежедневной основе помогают передвигаться миллионам товаров и услуг по всему миру, становилась все более эффективной, продолжая содействовать в решении не только торговых, но и таких глобальных вопросов, как продовольственная и энергетическая безопасность, климат и экология, здоровье населения и мн. др., улучшая торговый климат в отношениях между странами.

Вместе с тем, именно на такие, непосредственно не связанные с торговлей, цели все чаще ссылаются члены ВТО при использовании торговых мер, которые не в полной мере соответствуют основным правилам и базовым принципам ВТО. Так, торговый представитель США Кэтрин Тай ранее заявила в контексте реформы ВТО, что [необходимо проявлять] «уважение/почтение к членам ВТО по вопросам национальной безопасности и изменения климата».[v] Примечательно, что речь идет об «уважении» к позициям членов, тогда как к ВТО принято относиться в первую очередь как к системе, основанной на правилах. Другим примером такой политики является Зеленая сделка ЕС, включая такие спорные, с точки зрения права ВТО, ее элементы, как пограничный корректирующий углеродный механизм.

Возможно, назрела необходимость уточнения и конкретизации некоторых исключений из действующих правил в целях предотвращения их обхода и скрытого протекционизма. Уважение, наверное, должно быть базовым условием международного взаимодействия, однако именно правила обеспечивают стабильность и предсказуемость условий торговли для каждого экономического оператора.

Автор: Полина Тонких




[i] Квадратные скобки на языке ВТО означают, что члены организации не смогли на данный момент договориться по их содержанию (переговоры еще продолжаются). В ходе конференции при подготовке финальных текстов такие спорные элементы могут удалить, а по принципиальным моментам могут найти приемлемое для всех решение. Вместе с тем, наличие большого количества скобок может также привести к отсутствию результата по тому или иному направлению.

[ii] Незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел.

[iii] Необходимы ратификации 2/3 членов ВТО (110 из 164 членов)

[iv] Механизм обзоров торговой политики подразумевает регулярные мероприятия, где рассматривается торговая политика конкретного члена ВТО. Обзоры проводятся раз в 3 года для США, ЕС, Японии и Китая, раз в 5 лет - для следующих 16 (по их доле в торговле) членов ВТО и раз в 7 лет – для всех остальных членов.

[v] U.S. Trade Representative Katherine Tai on Friday issued a clarion call on World Trade Organization reform, drawing parallels between the Biden administration’s “new story on trade” and how the U.S. believes the organization can improve: More transparency, new rules on non-market practices, deference to members on national security and climate change and a “fair and effective” dispute settlement system. Источник: https://insidetrade.com/daily-news/tai-wto-reform-transparency-new-rules-fair-and-effective-dispute-settlement (19.02.2024).



Загрузка комментариев...