Россия направила в ВТО вопросы по пограничному углеродному механизму ЕС

2021 / Октябрь 19

Проект Регламента ЕС о пограничном корректирующем углеродном механизме (ПКУМ), разработанный Европейской комиссией и опубликованный 14 июля 2021 г., вызывает много вопросов, в том числе относительно его содержания, осуществления и соответствия нормам ВТО. Свои детальные вопросы, подготовленные с участием Центра экспертизы ВТО, Российская Федерация направила 7 октября 2021 г. в Комитет ВТО по доступу на рынки и Совет по торговле товарами. С вопросами России в отношении ПКУМ ЕС можно ознакомиться на сайте ВТО (документ ВТО G/MA/W/172, G/C/W/800 от 8 октября 2021 г.).

Большое количество вопросов России направлено на уточнение содержания административных требований и процедур ЕС к импорту товаров, охваченных ПКУМ, в том числе положений по верификации данных о выбросах парниковых газов и аккредитации уполномоченных декларантов. Особое внимание уделяется положениям ПКУМ о методах расчета встроенных выбросов и определения цены углерода и условиям учета цены углерода, уплаченной в стране происхождения товара.

В частности, Российская Федерация отметила, что ПКУМ «приведет к значительной административной нагрузке и дополнительным расходам на ввоз охваченных товаров» и что «стоимость сертификатов ПКУМ вместе с обширными административными требованиями и связанными с ними расходами неизбежно сократят импорт этих товаров в ЕС». В свете этих неблагоприятных последствий Россия поставила вопрос о возможном снижении Евросоюзом предусмотренных в проекте Регламента требований, чтобы уменьшить административное бремя и торговые ограничения ПКУМ.

Ряд вопросов России касается положений проекта Регламента, которые исключают отдельных членов ВТО и их товаров из охвата ПКУМ или предусматривают возможность для исключений, послаблений и проведения различных адаптаций. Такие исключения и механизмы гибкости отразятся на цене товара и его конкурентоспособности на европейском рынке и могут создать дискриминационные условия в торговле аналогичными товарами, охваченными ПКУМ и происходящими из разных стран.

Кроме того, вопросы России затрагивают такие темы, как понимание Евросоюзом термина «утечка углерода», риск которого ЕС пытается предотвратить с помощью предложенного ПКУМ, и принципа «общей, но дифференцированной ответственности», закрепленного в Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижском соглашении по климату.

Напомним, что, согласно проекту Регламента ЕС о ПКУМ, ЕС планирует с 1 января 2023 г. ввести ряд торговых барьеров для поставок на рынок Евросоюза алюминия, железа, стали, удобрений и электрической энергии, а с 1 января 2026 г. взимать углеродный сбор в связи с импортом этих товаров.

В настоящее время проект Регламента ЕС о ПКУМ проходит законодательные процедуры, в том числе обсуждение возможных поправок к проекту, подготовленному Европейской комиссией. Для законодательного оформления проект Регламента ЕС о ПКУМ должен получить одобрение Европейского парламента и Совета.

Центр экспертизы ВТО внимательно следит за разработкой проекта Регламента ЕС о ПКУМ и участвует в экспертной дискуссии в отношении этого механизма и его соответствия Соглашениям ВТО. В частности, 28 июля 2021 г. наш Центр провел вебинар «Пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС с точки зрения ВТО», который был направлен на повышение информированности бизнеса о планируемых Евросоюзом изменениях в торговле рядом товаров, применении права ВТО к ПКУМ ЕС и возможных путях защиты интересов российских производителей.


Источник: https://wto.ru/news/vv-tsentre-ekspertizy-vto-sostoyalsya-vebinar-pogranichnyy-korrektiruyushchiy-ug... 

Новые горизонты регулирования мировой торговли 20 апреля 2021 год 10.00 - 11.30

UNCTAD Trade Policy Dialogue, Vol.5

Harnessing e-commerce post-COVID-19: opportunities and challenges for developing economies

8 лет в ВТО: какие дивиденды получила Россия от членства?

Новые рынки – новые возможности

Россия в ВТО – 5 лет: опыт, проблемы и перспективы