Европарламент сформировал свою позицию по ключевым законопроектам ЕС по борьбе с изменением климата

2022 / Июль 6

Европейский парламент на заседании 22 июня принял пакет углеродного законодательства, включающий важные элементы климатической политики ЕС:

(1) Реформа системы торговли квотами на выбросы парниковых газов;

(2) Пограничный корректирующий углеродный механизм (ПКУМ);

(3) Социальный климатический фонд.

 Ключевые идеи и предлагаемые изменения в принятых документах:

 (1) Реформа системы торговли квотами на выбросы парниковых газов ЕС[i]

  • Новая система торговли квотами на выбросы парниковых газов для зданий и автомобильного транспорта, граждане исключены из охвата до 2029 г.
  • Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов на 2030 г. должен быть увеличен с 61% до 63% (по сравнению с 2005 г.).

  • Бесплатные квоты на выбросы должны быть поэтапно сокращены с 2027 г. (до 93%) и полностью отменены к 2032 г.

  • Система bonus-malus будет введена с 2025 г.

(Наиболее эффективные установки в секторе будут вознаграждены дополнительными бесплатными пособиями. Производители, которые не выполняют рекомендации, изложенные в энергетических аудитах, не сертифицируют свои энергетические системы или не устанавливают план декарбонизации своих установок, могут потерять некоторые или все свои бесплатные разрешения на выбросы парниковых газов).

  • Доходы от системы торговли квотами будут использоваться исключительно для борьбы с изменением климата в ЕС и государствах-членах.

 (2) ПКУМ[ii]

  • Полное внедрение ПКУМ назначено на 1 января 2027 г. с поэтапным введением до 2032 г. (прекращение бесплатных квот на выбросы к 2032 г.)

  • Расширение сферы охвата механизма: включение органических химических веществ, пластмасс, водорода и аммиака, а также косвенных выбросов.

  • Сумма, эквивалентная доходам ПКУМ, должна быть использована из бюджета ЕС для поддержки “зеленого” перехода в наименее развитых странах

  • Централизованный орган для администрирования ПКУМ (вместо 27 органов).

 (3) Социальный климатический фонд по борьбе с энергетической и мобильной бедностью[iii]

  • Временные меры поддержки прямого дохода (такие как снижение налогов и сборов за электроэнергию) для решения проблемы роста цен на автомобильный транспорт и отопительное топливо

  • Налоговые стимулы, ваучеры, субсидии или займы с нулевой процентной ставкой.

  • Инвестиции в реконструкцию зданий, возобновляемую энергию и переход от частного к общественному транспорту.

Европарламент начнёт переговоры с правительствами государств-членов ЕС об окончательной форме этих законов.

 



[i] https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20220603IPR32158/fit-for-55-in-2030-parliament-wants-a-more-ambitious-emissions-trading-system

[ii] https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20220603IPR32157/cbam-parliament-pushes-for-higher-ambition-in-new-carbon-leakage-instrument

[iii] https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20220603IPR32168/fit-for-55-social-climate-fund-to-combat-energy-and-mobility-poverty