В преддверии 26-й климатической конференции ООН мировые державы активно заговорили о ПКУМ
(27.10.2021)
В преддверии саммита по климату в Глазго в повестке дня всё чаще стали звучать не только амбиции и планы государств по изменению климата, но и комментарии относительно европейской инициативы ПКУМ. Турция особенно обеспокоена влиянием ПКУМ на свой экспорт на европейские рынки. Именно поэтому Анкара стремится говорить о партнерстве с ЕС, чтобы поддержать его отказ от использования углерода: турецкие лидеры признают, что демонстрация приверженности Парижскому соглашению является необходимым первым шагом к партнерству.
Бразилия, Индия, Южная Африка и Китай продолжают считать ПКУМ не только дискриминационной мерой, но и механизмом, противоречащим правилам Всемирной торговой организации (ВТО), поскольку ЕС облагает импортируемый углерод налогом, но при этом продолжает субсидировать внутренний. По мнению экспертов А. Кларка и С. Деннисон, ЕС вряд ли пойдет на уступки этим крупным странам, поэтому правительства данных стран возможно только убедить ввести свое внутреннее налогообложение углерода. Однако ПКУМ может соответствовать требованиям ВТО только в том случае, если пограничная цена будет учитывать бесплатные квоты на выбросы, предоставляемые компаниям в пределах ЕС. Если цена квот будет высокой, то у ЕС будет возможность направить дополнительные инвестиции в производство с нулевым выбросом углерода в государства, которые сталкиваются с препятствиями в реализации «зеленой политики». Также важно отметить, что ПКУМ может подорвать лидерство ЕС в области климата, если ЕС неправильно решит вопрос с налогообложением углерода: ЕС следует обратить особое внимание на государства, уязвимые для воздействия ПКУМ.
Перспективы согласования положения ПКУМ с положениями ВТО
(31.10.2021)
Профессор Университета Свободы Брюсселя А. Сапир полагает, что ПКУМ может быть несовместим с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), однако эксперты обсуждают возможные варианты гармонизации положений ПКУМ с нормами ВТО. По мнению ученых Х. Хорна и П. Мавроидиса, правила ВТО в принципе позволяют его членам корректировать свои системы торговли квотами для импорта, как это и предлагает сделать ПКУМ. Однако соответствие ПКУМ правилам ВТО зависит только от формы его фактической реализации и, в частности, от того, соответствует ли он двойному критерию недискриминации: недискриминации между отечественными и иностранными поставщиками и недискриминации между иностранными поставщиками. Одним из способов согласования обязательств ЕС как по ВТО, так и по Парижскому соглашению могло бы стать получение разрешения ВТО на освобождение развивающихся или наименее развитых стран от ПКУМ. Оба комплекса проблем – потенциальная дискриминация между странами, имеющими и не имеющими схемы ценообразования на выбросы углерода; и отсутствие дифференциации в пользу стран с более низким уровнем дохода – должны решаться на многостороннем уровне в ВТО.
Позиции европейских бизнес-ассоциаций относительно введения ПКУМ
(19.10.2021)
Европейская ассоциация цементной промышленности (CEMBUREAU) полагает, что тенденция утечки углерода (особенно в цементной отрасли) будет усугубляться по мере наращивания климатических амбиций ЕС. Следовательно, ПКУМ незаменим для стимулирования третьих стран к сокращению выбросов углерода и соблюдению требований, аналогичных тем, которые предъявляются к производителям из ЕС. Подобной позиции придерживается и Профсоюз частных предприятий газовой промышленности (UPRIGAZ), который поддерживает ПКУМ не только как способ предотвращения утечек углерода, но и как механизм для восстановления справедливой конкуренции между энергоемкими отраслями, расположенными в Европейском Союзе, и теми, которые расположены в других частях мира. Однако профсоюз требует, чтобы система торговли квотами на выбросы (ETS) продолжила свое существование.
Испанская Конфедерация Промышленности (PRIMIGEA) и её члены поддерживают концепцию ПКУМ, но призывают к ее реализации путём целостного подхода, способного обеспечить согласованность осуществляемых мер. Например, декарбонизация промышленности требует значительных инвестиций, которые в свою очередь нуждаются в надлежащей нормативно-правовой базе, которая придаст европейским компаниям правовую определенность и предотвратит существенные искажения конкуренции с третьими странами. С другой стороны, Немецкая профессиональная ассоциация сталелитейной и металлообрабатывающей промышленности (Fachvereinigung Kaltwalzwerke e.V.), выступает против политики протекционизма и готова поддержать ПКУМ только при определенных условиях: ПКУМ должен включать в себя все продукты цепочек создания стоимости, перерабатывающих сталь, и стальные изделия. Также ассоциация подчеркивает необходимость соответствия европейского механизма правилам ГАТТ и ВТО.
На Европейском круглом столе по изменению климата и устойчивому переходу (ERCST) участники выразили озабоченность нарушением ПКУМ правил ВТО. Более того, было высказано предложение о направлении значительной части доходов ЕС от ПКУМ в развивающиеся страны, попадающие под воздействие механизма.
Также, ряд европейских ассоциаций, например: Федерация потребителей алюминия в Европе (FACE), Европейская организация по авиационной торговле и Airlines for Europe (A4E), Подразделение Европейской ассоциации нефтепереработчиков (FuelsEurope) в принципе не считают ПКУМ эффективным механизмом в долгосрочной перспективе.
28 фев 2024
27 фев 2024
27 мар 2024
19 мар 2024