Новый раунд многосторонних торговых переговоров («Раунд развития»)

После завершения Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг.) перед ВТО встал вопрос дальнейшего продолжения реформ и либерализации торговой политики с уделением внимания потребностям развивающихся и наименее развитых стран (НРС). Повестка дня нового раунда многосторонних торговых переговоров (МТП) была утверждена Министерской конференцией (МК) в ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) и включила в себя следующие темы: сельское хозяйство, доступ на рынки промышленных товаров (НАМА), услуги, торговля и развитие, ТРИПС, торговля и окружающая среда, правила ВТО в отношении субсидий и антидемпинга, а также «сингапурские вопросы»[1].

Дохийский раунд было намечено завершить к январю 2005 г., однако в процессе сложных переговоров в ходе МК-5 в Канкуне (Мексика) в сентябре 2003 г. обозначились принципиальные разногласия между развитыми и развивающимися странами по проблематике сельского хозяйства, НАМА и «сингапурским вопросам». При этом, надо отметить, что в ВТО соблюдается «пакетный принцип» — раунд не завершается, пока не найдены договоренности по всем вопросам. Переговоры по совершенствованию механизма разрешения торговых споров не стали при этом являться частью «единого пакета» в связи с его особой важностью этого вопроса.

В течение 2005-2008 гг. сроки завершения раунда неоднократно переносились. Основные усилия переговорщиков на протяжении 2007-2008 гг. были направлены на поиски взаимоприемлемых модальностей[2] по сельскому хозяйству и НАМА.

Развивающиеся страны ставят своей целью снижение уровня господдержки сельского хозяйства в развитых странах. Последние же стремятся улучшить доступ на рынки товаров и услуг развивающихся стран. Прогресс на переговорах по сельскому хозяйству западные страны увязывают с продвижением на переговорном треке по услугам и НАМА.

В декабре 2008 г. были выдвинуты новые предложения по уровню снижения господдержки сельского хозяйства в США (70%[3]) и ЕС (80%[4]), уровню снижения тарифов на сельхозтовары для всех членов ВТО, отмены экспортных субсидий развитыми странами к 2013 г., а развивающимися – к 2016 г. К июлю 2011 г. На повестке дня остались вопросы господдержки, предполагающей сокращение производства (т.н. голубая корзина) и сокращения субсидий на производство хлопка.

Также остались открытыми обсуждения: предоставление Японии и Канаде дополнительных возможностей для выбора чувствительных товаров и соответствующих компенсаций; возможности сохранения тарифов выше 100% на товары, не подпадающие под категорию «чувствительных»; создание новых тарифных квот; соотношение общих правил упрощения тарифов и возможность сохранения 10-15% тарифов в комбинированном или специфическом виде; параметры выбора специальных товаров; подходы к специальным защитным механизмам.

В НАМА есть разногласия по формульному подходу к снижению тарифов (средний уровень связанных тарифов будет ниже 3% в развитых странах, и 11-12% в развивающихся странах). Развитые страны для компенсации баланса выдвинули секторальные инициативы по снижению развивающимися странами тарифных пошлин до уровня ниже формульного показателя, а развитые страны – обнулить пошлины. В настоящее время Китай, Бразилия и Индия считают инициативы по 14 секторам несбалансированными и готовы «обменять» свое согласие на новые уступки развитых стран на сельскохозяйственном треке Дохи.

В переговорах по услугам не удается определить основные сферы переговоров. В отсутствие прогресса на МТС группа членов ВТО в 2012 г. интенсифицировала переговорный процесс по либерализации торговли услугами в плюрилатеральном формате (переговоры по соглашению c ограниченным числом участников — ТИСА), что может в последующем послужить основой для многосторонней договоренности.

В ходе девятой МК на Бали в декабре 2013 г. сторонам удалось согласовать текст многостороннего Соглашения об упрощении процедур торговли (СУПТили TFA), принять несколько решений в области сельского хозяйства, договориться о дополнительных льготах для НРС. Эти договоренности были объединены в т.н. «Балийский пакет». Министерская декларация, принятая на Бали, поставила перед членами ВТО задачу выработки постбалийской Рабочей программы по оставшимся вопросам Доха-раунда.

«По следам» Бали в ВТО вновь активизировались дискуссии по модальностям 2008 г. США и ЕС, выступающие за пересмотр этих модальностей, предложили новую формулу снижения тарифов для сельскохозяйственных товаров, более прагматичный подход к искажающим торговлю мерам внутренней поддержки, упрощенную схему запросов и предложений в отдельных секторах по НАМА, а также меры по либерализации отдельных секторов услуг. Представители развивающихся стран высказали озабоченности возможным отказом развитых стран от ранее сделанных уступок и вскрытии достигнутых договоренностей, а также приверженностью принципу «единого пакета». Тем не менее, консенсус был достигнут в том, что переговоры по сельскому хозяйству, НАМА и услугам должны быть активизированы в первую очередь и проводиться параллельными треками с увязанными уступками.

На встрече в рамках Давосского экономического форума министры экономик ключевых членов ВТО подтвердили намерение подготовить Пост-балийскую рабочую программу к июлю 2015 г. При этом, некоторые страны предложили завершить раунд к 10-й МК, запланированной к проведению в декабре 2015 г. в Кении.

[1] Регулирование инвестиций, конкуренция, транспарентность при осуществлении правительственных закупок и упрощение торговых процедур. Решение о запуске работы по этим направлениям было принято на Министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1996 г.

[2] Термин «модальности» означает параметры договоренностей, которые в ходе дальнейших переговоров приведут к изменению обязательств членов ВТО по доступу на рынки.

[3] Снижение для США составит с потолочного значения в 48,2 млрд долл. США до около 14,5 млрд .долл. США.

[4] Снижение для ЕС составит с потолочного значения в 110,3 млрд евро до около 24,3 млрд евро.