«Зеленые» технологии и права интеллектуальной собственности

2022 / Июнь 6

В последнее время «зеленая» повестка в мире набирает обороты, особенно в свете принятия ЕС пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ), целью которого является предотвращение риска утечки углерода. Очевидно, что одним налогом пресловутую утечку углерода и климатические изменения не остановить и в целом не повлиять на них. Нужны технологии, которые содействуют экологической устойчивости и помогают сделать продукцию и процессы более экологически чистыми и безопасными.

Такие «зеленые» технологии, их развитие и распространение, а также влияние на них системы охраны интеллектуальных прав являются предметом международных дебатов. С одной стороны существует мнение, что такие технологии должны считаться общественным благом и свободно распространятся; с другой стороны – всегда есть вопрос поощрения инвестиций в столь ресурсозатратные разработки. Для достижения баланса в разработке и распространении «зеленых» технологий, необходима предсказуемая и четкая институциональная и правовая среда, в том числе в области охраны интеллектуальной собственности (ИС).

Зачастую систему охраны ИС обвиняют в чрезмерной «строгости». Однако учитывая тот факт, что права ИС являются территориальными, «строгость» систем охраны варьируется от страны к стране. В данном контексте соглашение ТРИПС является частью глобальной системы ИС и устанавливает минимальный набор стандартов и правил, которыми должны руководствоваться члены ВТО. Среди вопросов ИС, охватываемых ТРИПС, можно выделить следующие наиболее актуальные для климатических инициатив и разработок: патенты, товарные знаки, коммерческая тайна, права на сорта растений и пресечение недобросовестной конкуренции. Ключевую роль в создании и эффективной передаче технологий играют патенты (раздел 5 части 2 ТРИПС) и коммерческая тайна (раздел 7 части 2 ТРИПС).

Устанавливая минимальный уровень охраны для объектов прав ИС, ТРИПС предусматривает, что целью этой охраны должно быть содействие инновациям и их распространению, при условии уравновешенного подхода к охране ИС, который способствует «социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств» (Статья 7). Дополнительно Статья 8 признает право членов ВТО принимать меры для защиты не только здоровья и питания населения, но и общественных интересов в секторах, имеющих жизненно важное значение для их социально-экономического и технологического развития, при условии, что эти меры соответствуют положениям ТРИПС.

Для достижения обозначенных целей в различных положениях соглашения содержатся так называемые «гибкие возможности», которые позволяют правительствам при определенных условиях ослаблять некоторые основные обязательства по защите прав ИС. «Гибкие возможности», следовательно, могут иметь большое значение для доступа к «зеленым» технологиям.

В части патентов, «гибкие возможности» могут быть реализованы в допустимых исключениях из патентуемых объектов, некоторых ограничениях из исключительных прав, использовании патентов без согласия правообладателя.

Другие «гибкие возможности» могут заключаться в

- освобождении наименее развитых стран от применения обязательств по ТРИПС, которое периодически продлевается (Статьи 66.1, 70.9),

- обязательствах развитых стран способствовать передаче технологий в наименее развитые страны (Статьи 7, 66.2),

- мерах в отношении лицензирования и иных практик, которые могут ограничивать конкуренцию, иметь неблагоприятные последствия для торговли и препятствовать передаче и распространению технологий (Статья 40),

- мерах в отношении недобросовестной конкуренции (Статья 10bis Парижской конвенции, инкорпорированная в ТРИПС).

Таким образом ТРИПС, при условии соблюдения его положений, предоставляет членам ВТО возможность принимать меры для содействия развитию и распространению «зеленых» технологий. Однако для принятия таких мер, одной возможности недостаточно, необходимы действия. Так, для исполнения обязательства развитых стран по способствованию передачи технологий в наименее развитые страны была создана соответствующая рабочая группа[i]. Ее деятельность, к сожалению, ввиду недостаточной активности к данному моменту не принесла каких-либо ощутимых результатов.

В то же время ЮНКТАД высказывает мнение, что «гибких возможностей» ТРИПС все же недостаточно для того, чтобы «страны Юга» могли воспользоваться технологиями с низким уровнем выбросов и, более того, разработать собственные «зеленые» технологии, продукты и услуги. По мнению организации, эти возможности для стран Юга должны быть расширены, а также должны быть разработаны инициативы, направленные на открытие доступа к ключевым «зеленым» технологиям, активизировано сотрудничество Юг-Юг в области исследований и разработок, разработаны стратегии «зеленых» инвестиций, включающих и передачу технологий[ii].

Безусловно использование гибких положений ТРИПС не является панацеей в вопросах борьбы с изменением климата, как и не может являться введение углеродных сборов и принятие иных односторонних мер. Проблема многогранна и требует такого же многогранного, комплексного подхода.


Автор: Евгения Михеева




[i] WT/MIN(01)/DEC/1, para. 37

[ii] UNCTAD Research Paper No. 65. Reforming the International Trading System for Recovery, Resilience and Inclusive Development, стр. 23

Загрузка комментариев...