Зеленая повестка: забыть нельзя продолжить

2025 / Апрель 3

Со вступлением в должность президента США Д. Трамп активизировал работу по свертыванию экологической повестки внутри страны: в первый же день были подписаны указы, отменяющие ключевые меры предыдущей администрации по борьбе с изменением климата. В частности, Д. Трамп объявил в США чрезвычайное положение в энергетике, что позволило снять ограничения на добычу нефти и газа. Одновременно был введен мораторий на новые проекты ветряной энергетики на федеральных землях, а регулирование, «затрудняющее развитие национальных энергоресурсов», отправлено на пересмотр. Белый дом резко активизировал добычу полезных ископаемых не только в пределах США, но и начал продвигать внешнеполитические инициативы для получения доступа к стратегическим ресурсам других стран.

Вместе с этим Д. Трамп подписал указ о выходе США из Парижского соглашения по климату, проигнорировав предусмотренный соглашением годичный период уведомления. Д. Трамп назвал Парижское соглашение «невыгодным и односторонним» для Америки, повторив шаг своего первого президентского срока[i].

Европейский союз резко осудил выход США из Парижского соглашения, расценив это как вызов глобальным усилиям по борьбе с изменением климата. Выступая на Всемирном экономическом форуме, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что Парижское соглашение остается «лучшей надеждой человечества», и отметила: «Европа будет держаться выбранного курса»[ii]. Китай также выступил с критикой данного шага Соединенных Штатов: по словам представителя МИД КНР, климатические изменения – «общий вызов для человечества»[iii] и ни одна страна не может оставаться в стороне. Пекин заявил, что будет придерживаться целей Парижского соглашения и укреплять многостороннее сотрудничество[iv]. Таким образом, ЕС и КНР демонстративно подтвердили приверженность договоренностям, указывая на готовность идти дальше без участия США.

Более того, Евросоюз продолжает работать над пограничным корректирующим углеродным механизмом (ПКУМ), который имеет признаки несоответствия правилам ВТО. И в нынешних условиях ПКУМ может нанести удар по экспорту США в ЕС: поскольку Вашингтон отказался от мер по сокращению выбросов, американские товары рискуют попасть под пограничный углеродный сбор при ввозе в Евросоюз, что, вероятно, сделает их неконкурентоспособными[v].

Некоторые игроки не без оснований опасаются, что без США глобальные цели по сокращению эмиссии парниковых газов теряют смысл – особенно учитывая, что на прошедшем в 2024 г. COP29 в Баку развитые страны так и не добились существенных результатов по климатическому финансированию. Однако другие, напротив, призывают не сбавлять ход. Индия, хоть и наращивает импорт американских энергоносителей, заявляет, что в ее собственных интересах продолжать курс на низкоуглеродное развитие, невзирая на политику США[vi]. Похожую позицию занимает и ряд других крупных развивающихся экономик (Бразилия, ЮАР и др.).

Российская Федерация пока не сформулировала четкую позицию по вопросу зеленой повестки и конкретные дальнейшие шаги. Именно определение этого курса является ключевой задачей на ближайшие месяцы. Тем не менее, в России наблюдается развитие «зеленой» индустрии. Например, формируется рынок зеленых финансов: крупные банки выпускают «зеленые» облигации, а правительство утвердило таксономию зеленых проектов. Продолжается освоение новых «зеленых» ниш, одним из ключевых направлений обозначен водород: согласно прогнозам, к 2030 г. Россия сможет производить 3,5 млн т водородного топлива[vii]. Иной перспективной нишей являются металлы для энергетического перехода. Кроме того, на мировом рынке существует спрос на российские технологии в сфере ядерной энергетики.

Сам по себе отказ США от зеленого регулирования не является нарушением правил ВТО. Однако это может снизить эффективность дальнейшей работы Комитета по торговле и окружающей среде, а также тормозить продвижение экологических инициатив в ВТО. Но, с другой стороны, это может подтолкнуть США к обсуждению в ВТО экологических мер, затрагивающих торговлю, которые не соответствуют правилам организации и наносят вред их экономическим интересам. И одной из таких мер, вероятно, станет ПКУМ ЕС.

Глобальное климатическое регулирование переживает фазу турбулентности и на кону стоит конфигурация будущих мировых товаропотоков, распределение инвестиций и технологическое превосходство. Для бизнеса эти тенденции означают необходимость учета политико-экологической составляющей в стратегиях. Особое внимание стоит уделять развитию ситуации вокруг ПКУМ ЕС, которая, в случае отсутствия активных действий со стороны членов ВТО, в ближайшие годы способна перерасти в полноценную систему «климатических пошлин» и вызвать цепную реакцию в других странах. Не менее важно следить за динамикой спроса на ресурсы для зеленой экономики – металлы, критические минералы, водород – где конкуренция государств, как ожидается, будет только расти.

 

Станислав Арнетт

 


[i] Trump is withdrawing from the Paris Agreement (again), reversing U.S. climate policy. URL: https://www.npr.org/2025/01/21/nx-s1-5266207/trump-paris-agreement-biden-climate-change

[ii] EU politicians condemn Trump’s move to pull out of climate pact. URL: https://www.carbonbrief.org/daily-brief/eu-politicians-condemn-trumps-move-to-pull-out-of-climate-pa...

[iii] Ibid.

[iv] EU, China pledge climate consistency as US exits Paris. URL: https://www.argusmedia.com/en/news-and-insights/latest-market-news/2649481-eu-china-pledge-climate-c...

[v] EU Carbon Border Adjustment Mechanism impact on U.S. exporters and cargo firms. URL: https://www.trade.gov/market-intelligence/eu-carbon-border-adjustment-mechanism-impact-us-exporters-...

[vi] EU politicians condemn Trump’s move to pull out of climate pact. URL: https://www.carbonbrief.org/daily-brief/eu-politicians-condemn-trumps-move-to-pull-out-of-climate-pa...

[vii] Альтернатива традиционным источникам энергии. URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2023/4/1135/


Загрузка комментариев...