ВТО и доступ к технологиям: актуальность норм и практик

2022 / Февраль 28

Как отмечалось в предыдущей заметке, доступ к технологиям жизненно важен для социально-экономического развития государств и поэтому является предметом особо пристального внимания национальных властей, стоящих перед выбором: положиться на технические возможности третьих стран или обеспечить безопасность поставок технологий путем развития их собственного производства. В нормальных условиях разумной видится комбинация этих вариантов, параметры которой будут отличаться в зависимости от экономического и политического потенциала конкретного государства.

В рамках текущей заметки рассмотрим более подробно первую из составляющих – доступ к технологиям на внешних рынках.

Многообразие способов трансфера технологий приводит к тому, что обеспечение доступа к технологиям так или иначе подпадает под регулирование ряда различных Соглашений ВТО. Так, для передачи технологий в виде оборудования и компонентов может быть применимо Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994), статья XI:1 которого содержит общий запрет применения количественных ограничений в виде квот и приравниваемых к ним количественных ограничений при импорте и экспорте товаров.

Передача технологий может осуществляться и в виде оказания инжиниринговых и иных консультационных услуг, а также посредством трансграничного передвижения физических лиц-носителей знаний. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) призвано облегчить доступ к этим и иным формам трансфера технологий через нормы о соблюдении обязательств по доступу на рынок, зафиксированных членами ВТО в перечнях специфических обязательств (ст. XX ГАСТ).

Как и многие другие Соглашения ВТО, ГАТС подчеркивает важность облегчения доступа развивающихся членов ВТО к технологиям на коммерческих условиях (ст. IV). Этот же нарратив о содействии наименее развитым и развивающимся странам содержится и в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ВТО (ТРИПС).

Однако нормы ВТО в части интеллектуальной собственности в основном содержат лишь призывы к обеспечению конкурентного доступа к технологиям (напр., ст. 7 ТРИПС), тогда как релевантные артикулированные обязательства – практически отсутствуют. Даже статья 66.2 о помощи наименее развитым странам сконструирована довольно «беззубо»: она обязывает развитые страны стимулировать организации для поощрения и содействия передаче технологии наименее развитым странам членам.

В рамках ВТО в 2001 году организована рабочая группа по трансферу технологий, однако её эффективность вызывает вопросы, а деятельность – требует актуализации и оживления. Так, в последние годы одними из основных элементов повестки группы являются ежегодное обсуждение того, насколько Индия, Пакистан и Филиппины намерены завершить работу над инициативой 2008 года под названием «Облегчение доступа к информации о подходящих источниках технологий – шаг к увеличению потоков технологий в развивающиеся страны»; а также выступления участников рабочей группы, на которых делаются выводы о том, что «технологии и технические ноу-хау важны для повышения производительности», и описываются национальные инициативы некоторых стран в этой области.[i]

В условиях изменений в современных торгово-экономических отношений, включающих не в последнюю очередь технологический прогресс, повестка, актуальная 20–30 лет назад, явно нуждается в обновлении. Вопросы доступа к технологиям в настоящее время все в большей степени приобретают черты формата «Север-Север» в дополнение к привычному паттерну помощи «развитого Севера» для «развивающегося Юга».

Ограниченность положений Соглашений ВТО в вопросах обеспечения доступа к технологиям и невысокая продуктивность рабочей группы ВТО по трансферу технологий только подтверждают этот тезис.

 

Автор: И.Н. Халилюлин



[i] WT/WGTTT/23

Загрузка комментариев...