Последствия цифровизации кардинальным образом изменили способы ведения современного бизнеса и характер его отношений с регуляторами, а пандемия COVID-19 дала цифровым гигантам возможность «захватить» новые отрасли мировой экономики и получить еще большую долю глобального рынка.
IT-компании, основывая свою деятельность на цифровых технологиях, получают конкурентные преимущества, которые крайне сложно превзойти. Быстрый и ничем не ограниченный рост возможностей отдельных технологических корпораций (Meta Platforms Inc.*, Alphabet, Microsoft, Apple, Alibaba, Amazon, и др.) привёл к тому, что такие компании взяли на себя роль регулятора в цифровой сфере – с огромными финансовыми ресурсами и возможностью устанавливать свои собственные правила для получения большей прибыли.
Растет и политическое влияние цифровых гигантов. Стоит только вспомнить, как в январе 2021 г. ряд социальных сетей (включая Twitter, Facebook*, Instagram*, Snapchat, Twitch) заблокировал аккаунты действующего на тот момент президента США Дональда Трампа. Другой наглядный пример: в марте прошлого года американская компания Meta временно разрешила призывы к насилию в социальных сетях Facebook* и Instagram* в отношении российских военных в свете специальной военной операции России на Украине. [1]
Бесконтрольный рост бигтеха и связанные с этим проблемы (нарушения антимонопольного законодательства, манипулирование общественным мнением, утечки данных, распространение «фейков» и противоправного контента, уклонение от уплаты налогов) несут огромные риски для национальных интересов государств. Регулирование таких компаний стало весьма актуальной темой для всего мира. Что делают правительства для ограничения влияния цифрового бизнеса и его вмешательства во внутренние дела стран?
Наиболее распространенным способом борьбы с IT-гигантами являются штрафы. Один из наиболее громких случаев связан с обвинением Федеральной торговой комиссии США (Federal Trade Commission, FTC) видеосервиса YouTube в нарушении закона о защите конфиденциальности детей в интернете, в результате чего YouTube выплатил штраф в размере 170 млн долл США и согласился помечать детский контент. [2]
В некоторых странах предусмотрены также «оборотные штрафы», которые могут составлять от 3% до 10% годовой выручки компании в зависимости, в том числе, от тяжести проступка. Например, в июле 2022 г. суд в России оштрафовал Google на 21,7 млрд рублей за отказ удалять запрещенный контент. [3] Ранее, в 2021 г. компания уже была оштрафована на 7,2 млрд рублей, став первой IT-компанией в России, получившей оборотный штраф. В обоих случаях наказание предусматривает взыскание штрафа в размере 5-10% годовой выручки компании в России. Кроме того, в июле прошлого года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон об оборотных штрафах за неисполнение иностранными IT-гигантами требований закона о «приземлении». [4] Сумма штрафа на невыполнение корпорациями норм закона будет высчитываться в размере одной десятой от их выручки в России.
ЕС также ведет активную работу по актуализации законов, регулирующих деятельность транснациональных IT-компаний. В ноябре 2022 г. вступили в силу законы ЕС о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) и цифровых услугах (Digital Services Act, DSA). [5] Оба закона были разработаны в целях предотвращения доминирования на рынке отдельных компаний и повышения безопасности интернета. В рамках DMA штрафы крупнейшим IT-компаниям могут составлять до 10% общего объема их годовых продаж за первый случай нарушения и до 20% в случаях рецидива. Одновременно, DSA устанавливает максимальные суммы штрафов за нарушения, касающиеся размещения незаконного контента на платформах, до 6% годового объема мировых продаж техгигантов. В случае рецидивов компаниям-нарушителям может быть запрещено ведение деятельности на территории ЕС.
Но, так ли эффективны штрафы в борьбе с доминированием цифрового бизнеса?
К сожалению, какими бы высокими ни казались цифры, большинство IT-гигантов
а) воспринимают их как цену ведения бизнеса – исправно платят штрафы, не меняя при этом свою политику, либо б) пытаются обжаловать иски. Хорошая иллюстрация неэффективности такого подхода – деятельность Apple в Нидерландах. В прошлом году компания получила девять штрафов в размере 5 млн евро за неподчинение антимонопольному органу, продолжая, однако, игнорировать требования нидерландского Управления по делам потребителей и рынков (ACM).
Вывод один – необходим новый всеобъемлющий подход к регулированию деятельности цифрового бизнеса на многостороннем уровне.
Александра Мочалова
__________________________
* Все отмеченные «звездочкой» организации (Meta Platforms Inc., а также Instagram и Facebook, принадлежащие компании Мета) – экстремистские организации, деятельность которых запрещена в Российской Федерации.
[1] Facebook и Instagram разрешат призывы к насилию в отношении российских военных, 11.03.2022, ТАСС, https://tass.ru/ekonomika/14034415
[2] YouTube с января ограничит сбор данных при просмотре видео для детей, 30.12.2019, Интерфакс, https://www.interfax.ru/business/689886
[3] Роскомнадзор ранее направил в адрес Google 17 уведомлений с требованием удалить с YouTube недостоверную информацию о российской спецоперации на Украине, но видео не были удалены.
Суд оштрафовал Google почти на 22 млрд рублей за запрещенный контент, 18.07.2022, Forbes, https://www.forbes.ru/biznes/471877-sud-ostrafoval-google-pocti-na-22-mlrd-rublej-za-zapresennyj-kontent
[4] Закон о «приземлении» иностранных IT-компаний – федеральный закон от 01.07.2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации». Закон обязывает зарубежные IT-компании с ежедневной аудиторией в России от 500 тысяч человек до 01.01.2022 г. создать в России полноценные представительства, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.
Путин подписал закон об оборотных штрафах IT-гигантам за отказ от "приземления", 14.07.2022, Интерфакс, https://www.interfax.ru/russia/852102
[5] The Digital Markets Act: ensuring fair and open digital markets, 2022, European Commission, https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/digital-markets-act-ensuring-fair-and-open-digital-markets_en
The Digital Services Act: ensuring a safe and accountable online environment, 2022, European Commission, https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/digital-services-act-ensuring-safe-and-accountable-online-environment_en
22 мар 2023
22 мар 2023
21 мар 2023
17 мар 2023