США конфисковали торговое наименование сыра «Грюйер»?

2022 / Февраль 9

Существует множество продуктов питания, способных стать причиной международного спора. В прошлый раз автор рассказывала об оливках. Сегодняшняя заметка посвящена одному из хитов европейского продуктового экспорта – сыру «Грюйер».

В Европе мягкий, гладкий и ореховый сыр под названием «Грюйер» должен иметь слегка влажную текстуру, однородную консистенцию и среднюю пружинистость. Он должен иметь круглую форму и весить от 55 до 88 фунтов. Фруктовые ноты должны преобладать. Вкус сыра «Грюйер» – сладко-соленый, нежный, сливочный – яркий, но не заглушающий другие ингредиенты. Именно поэтому сыр «Грюйер» идеально подходит для выпечки, фондю, лукового супа и многих других блюд, являющихся частью европейского кулинарного наследия. Французский сыр должен иметь отверстия, в то время как в швейцарском сыре их, как правило нет. Сыр «Грюйер» производится только в строго обозначенных регионах Швейцарии (именно она подарила миру это лакомство) и Франции. В Швейцарии есть восхищающий своими видами крохотный средневековый городок Грюйер (принадлежал графам Грюйерам), в окрестностях которого делают одноименный сыр. «Грюйер» имеет статус продукта с контролируемым происхождением. Больше нигде в мире сыр называться «Грюйером» не может.

Так было, по крайней мере, до 15 декабря 2021 г. Что же произошло? Суд США отказал производителям сыра «Грюйер» Швейцарии и Франции в эксклюзивном праве на это наименование. В решении, вынесенном Окружным судом США Восточного округа штата Вирджиния, сказано[i]: «Хотя термин грюйер [gruyère], возможно, когда-то понимался как обозначающий область производства сыра, фактические данные совершенно ясно показывают, что термин грюйер со временем стал родовым для покупателей сыра в Соединенных Штатах». Поясняется, что «десятилетия импорта, производства и продажи сыра с маркировкой GRUYERE, произведенной за пределами региона Грюйер в Швейцарии и Франции [коллективное наименование регионов происхождения сыра «Грюйер» в Швейцарии и Франции], размыли значение этого термина и сделали его родовым». В американском прецедентном праве есть позиция, согласно которой термин (название торговой марки), который когда-то обозначал качество или происхождение товара, со временем может стать родовым в результате того, что перестает идентифицировать в сознании общественности конкретный источник продукта или услуги, но скорее идентифицирует класс продукта или услуги, независимо от источника его происхождения (данный процесс выражается глаголом «genericide»). В практическом плане это означает, что в США можно изготовить маленький либо большой сыр, твердый либо плавленый, с дырками и без — иными словами, любой сыр и дать ему название «грюйер».

Ситуация вокруг сыра «Грюйер» ставит вопрос о роли потребителей в идентификации того или иного товара как исключительно происходящего из определенного региона мира. Вывод американского суда о том, что термин «грюйер» для американских покупателей сыра больше не обозначает эксклюзивный продукт сделан на основе трех типов доказательств: (1) существующих правилах США, разрешающих использование термина Грюйер в отношении сыра независимо от его происхождения; (2) коммерческих и правительственных данных, свидетельствующих о широкой продаже и импорте сыра Грюйер, произведенного за пределами региона Грюйер в Швейцарии и Франция; и (3) доказательствах того, что термин «грюйер» обычно используется в словарях, средствах массовой информации, а также на мероприятиях и в материалах сырной промышленности для обозначения типа сыра независимо от места его производства. На взгляд автора настоящей заметки, доказательства более чем сомнительные.

Возникает также вопрос, имеющий системное значение для регулирования ВТО. Напомню, дискриминация может выражаться через нарушение национального режима либо режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Дискриминация может возникать только между аналогичными товарами[ii]. Аналогичность определяется посредством четырех-шагового теста, в рамках которого анализируются физические свойства и характеристики товаров, их конечное использование, тарифная классификация и потребительские предпочтения. Четвертый критерий представляет собой сложнейший элемент аналогичности. Для доказывания потребительских предпочтений (складываются из вкусов потребителей и привычки покупать определенный товар), как правило, ссылаются на социологические опросы, исследования, маркетинговые данные и пр. материалы. Данный элемент нельзя считать основанным исключительно на объективных данных, потому что, к сожалению, потребительские предпочтения могут быть предметом манипулирования как со стороны заинтересованных корпораций, так и государства. Насколько выбор того или иного товара должен быть свободным от внешних факторов, включая государственное регулирование? Может ли государство своими решениями формировать потребительские предпочтения, а затем ссылаться на них в позиции об отсутствии аналогичности? В этом еще предстоит разобраться.

Автор: Анаит Смбатян



[i] https://www.nmpf.org/wp-content/uploads/2022/01/15-Dec-2021-Summary-Judgment-Opinion.pdf

[ii] Автор не затрагивает здесь небольшие особенности национального режима, когда нарушение может касаться взаимозаменяемых товаров.

Загрузка комментариев...