Продолжающиеся кризисные явления в многосторонней торговой системе и ограниченные способности Всемирной торговой организации в ее нынешнем состоянии адекватно реагировать на них уже давно стали «общим местом» в дискуссиях как на политическом, так и на экспертном уровнях. Однако в последние месяцы эти обсуждения переходят в практическую плоскость. Их участники пытаются выработать конкретные идеи: что делать с этой организацией, какие шаги по ее реформе необходимы в первую очередь и как их осуществить?
С учетом «нестандартных» с точки зрения многосторонних правил ВТО торгово-политических решений, принятых за последние месяцы администрацией Д. Трампа, предлагаемые рецепты во многом зависят от того, каким их авторам видится сценарий дальнейшего развития событий: «ВТО с США» или «ВТО без США». Однако сами американцы выходить из организации не собираются. Подтверждением этому служит, в частности, назначение Д. Трампом нового постпреда при ВТО, причем на эту должность номинирован опытный юрист Дж. Барлун.
Соответственно, международными экспертами в первую очередь рассматриваются варианты действий, предполагающие каким-то образом учесть претензии Вашингтона к правилам и процедурам функционирования ВТО, в т.ч. дисбаланса прав и обязательств развитых и развивающихся стран, механизма разрешения торговых споров, права на применение мер по соображениям национальной безопасности и т.д. За последние несколько лет США выдвигали ряд конкретных инициатив на этих направлениях, и сейчас члены организации могут вернуться к их рассмотрению.
С несколько неожиданным заявлением выступила по итогам саммита ЕС 27 июня с.г. глава Еврокомиссии У. фон дер Ляйен. При поддержке канцлера ФРГ Ф. Мерца, заявившего, что «ВТО в последние годы не работает», немка сообщила, что Брюссель намерен приступить к работе над заключением нескольких торговых сделок в различных форматах. Наиболее перспективным из них Еврокомиссии видится интеграция по линии ЕС – Транс-Тихоокеанское партнерство (CPTPP), причем эта идея была подана как «начало «перепроектирования» («redesigning») ВТО». Что именно имела в виду У. фон дер Ляйен (которая, как известно, не очень-то сильна в торговой политике) – не очень понятно, но некоторые мировые СМИ тут же интерпретировали ее выступление как сигнал о том, что ЕС намерен создать «новую ВТО».
На самом деле план Брюсселя может состоять в том, чтобы в рамках таких объединений, как CPTPP, пытаться продвигать свои предложения по новым стандартам и правилам торговли (например, в сфере торговли и экологии). С учетом отсутствия в этом формате таких ключевых игроков, как Китай и США, не говоря уже о России и «развивающемся большинстве», это может оказаться более продуктивным, чем в ВТО. После «обкатки» в рамках CPTPP эти правила и стандарты могут быть внесены в ВТО (от участия в которой ЕС едва ли откажется) от имени этого блока уже как «коллективные идеи» по реформе правил торговли в женевской организации. Будет ли эта стратегия реализована и будет ли она иметь успех – покажет время.
В ходе общения с журналистами накануне открытия Санкт-Петербургского экономического форума Президент России В.В. Путин четко заявил, что «мы выступаем за справедливый миропорядок, за то, чтобы правила международной торговой организации соблюдались, а не менялись в силу политической конъюнктуры от одного месяца к другому». Однако на сессиях форума тематика Всемирной торговой организации и ее реформы практически не затрагивалась. В центре обсуждения были иные вопросы: стимулирование экспорта, защита внутреннего рынка в связи с ожидаемыми изменениями мировой конъюнктуры, преодоление трудностей с проведением платежей по внешнеторговым контрактам, расширение торгово-инвестиционного взаимодействия по отдельным страновым и региональным направлениям. На этом фоне глобальные проблемы кризиса мировой торговой системы, основанной на многосторонних правилах ВТО, оказались в тени.
Безусловно, российская внешняя торговля сейчас находится в весьма непростой ситуации. Правительство и бизнес вынуждены оперативно решать большое количество проблем, вызванных разрушением сложившихся торговых цепочек, налаживать новые экономические связи и развивать сопутствующую логистическую и финансовую архитектуру. Эти проблемы, очевидно, заслоняют вопросы, имеющие более фундаментальный и долгосрочный характер: что будет, если правовая база ВТО, на основе которой осуществляется четыре пятых несырьевого экспорта России, перестанет существовать? И что нужно сделать, чтобы этого не произошло? И как улучшить эти правила с тем, чтобы они в полной мере отвечали национальным интересам?
Вместе с тем, тематика реформы ВТО находится в «зоне внимания» Правительства России. Выступая перед иностранными послами 24 июня с.г., Министр экономического развития М.Г. Решетников подчеркнул, что Россия придерживается правил ВТО и рассматривает организацию как «главного и безальтернативного регулятора» международной торговли, который сейчас «проходит проверку на прочность». Министр также заявил послам, что «общей задачей» является проведение реформы организации и обеспечение предсказуемости международной торговли. На этом фоне мы можем ожидать активизации позиции российских переговорщиков в Женеве, а также консолидации усилий стран БРИКС, которые год назад в рамках российского председательства договорились вплотную заняться реформой ВТО.
Дмитрий Лякишев
26 июн 2025
6 июн 2025
30 июн 2025
27 июн 2025