До очередной Министерской конференции ВТО (МК), проведение которой запланировано на конец марта следующего года в Камеруне, остается менее десяти месяцев. Большинство участников организации рассматривают предстоящую встречу министров не столько как возможность закрепить результаты ведущихся в ВТО многосторонних переговоров, но скорее как шанс предотвратить ослабление многосторонней торговой системы. Риски такого сценария, очевидно, усилились в контексте «большой тарифной игры», затеянной Д.Трампом. Наблюдатели с тревогой отмечают, что многие торговые партнеры США выразили намерение договариваться с Вашингтоном в двустороннем формате. В целях достижения таких договоренностей они могут пренебречь не только своими взаимными обязательствами в рамках ВТО, но и базовыми принципами, на которых построена многосторонняя система – например, принципом наибольшего благоприятствования. Это в свою очередь приведет к размыванию ключевых дисциплин мировой торговли, и постепенному отказу от принципа равных конкурентных условий.
Чтобы не допустить такого развития событий, ВТО должна доказать свою востребованность, продемонстрировав способность адаптироваться к современным реалиям, – то есть добиться реальных успехов в своей реформе. Именно в таком ключе Гендиректор ВТО Н.Оконджо-Ивеала и Председатель Генерального совета ВТО С.Альмокбель (С.Аравия) предложили выстроить работу по подготовке к МК, представив участникам недавно состоявшегося заседания Генсовета план работы по подготовке к МК и ориентиры ее результатов.
Реформа (или, как более осторожно сформулировали авторы документа, «репозиционирование») ВТО занимает в этом плане центральное место. При этом многие ее направления сформулированы крайне осторожно и расплывчато. И это понятно: между членами организации пока существуют системные разногласия не только в отношении путей продвижения реформы, но и в том, как описать имеющиеся проблемы. Поэтому, например, центральная для реформы ВТО проблема пересмотра баланса прав и обязательств развивающихся стран (РС), которую западные страны стремятся решить путем разработки четких критериев отнесения стран к этой категории, а сами РС – путем сохранения своего статуса и расширения объема льгот и изъятий из правил ВТО, обозначена в документе как «выравнивание условий игры» и «определение объема обязательств, вытекающих из переговоров, включая специальный и дифференцированный режим».
Таким же образом определено направление реформы «переговорных инструментов: многосторонних, плюрилатеральных и других». Очевидно, имеется в виду прежде всего решение проблемы «легализации» плюрилатеральных (многосторонних с ограниченным количеством участников) треков в переговорной работе ВТО. Пока это не удается сделать из-за жесткого противодействия Индии и некоторых других стран, которые стремятся сохранить в организации консенсусный принцип решения всех без исключения вопросов.
Некоторые пункты явно включены в «реформенную повестку» для того, чтобы заинтересовать делегацию США, которая не смогла продвинуть свои предложения по реформе ВТО в первое президентство Д.Трампа. Речь идет, в частности, о проблеме недостаточной прозрачности торговых режимов членов ВТО, вызванной их низкой «нотификационной дисциплиной». Американцы уже давно пытаются решить эту проблему за счет повышения ответственности для тех, кто пренебрегает своими обязательствами по транспарентности, но пока наталкиваются на жесткое противодействие со стороны РС. Задача по восстановлению эффективности системы разрешения споров тоже сформулирована таким образом, чтобы попытаться вернуть США за стол переговоров: акцент сделан на «сохранении достигнутых промежуточных результатов» - то есть такого варианта реформы, который в значительной степени соответствует пожеланиям Вашингтона.
Вместе с тем, среди пунктов плана фигурируют и элементы реформы, которые признаются ключевыми всеми участниками организации. Это, например, задача повышения эффективности механизма принятия решений: сейчас члены ВТО все чаще пользуются «незыблемостью» правила консенсуса для того, чтобы блокировать неудобные для них решения организации. Упоминается и задача обеспечения релевантности правил ВТО современным условиям. В более конкретном плане упоминаются правила в сфере субсидирования, а также охраны прав интеллектуальной собственности.
При презентации плана Гендиректор ВТО указала, что предложенная повестка остается открытой, в нее могут быть внесены другие задачи и приоритеты, а имеющиеся пункты могут быть переформулированы, прежде чем будет начата работа по ним. Она призвала членов организации к открытому диалогу с целью определить: что в ВТО не работает, по какой причине, и как это исправить?
В общем, работы по реформе ВТО в преддверии МК предстоит много, но нельзя исключать, что она вновь выльется в пустые дискуссии, которые не принесут конкретных результатов. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в текущей ситуации участники организации стали воспринимать риски развала многосторонней торговой системы более серьезно. Возможно, это стимулирует их преодолеть разногласия и приступить к разработке совместных решений в конструктивном ключе.
Дмитрий Лякишев
6 июн 2025
6 июн 2025
2 июн 2025
22 мая 2025