Повышение амбициозности ПКУМ ЕС ударит по карману российских экспортеров

2022 / Февраль 11

Расширить, укрепить и ускорить – таково существо основных поправок, которые предлагается внести в проект регламента по пограничному корректирующему углеродному механизму (ПКУМ), представленный Европейской комиссией в июле прошлого года. При единстве мнений европейских законодателей о необходимости ПКУМ, они еще далеки от достижения компромисса по его отдельным элементам.

Основные предложения по изменению ПКУМ были подготовлены в Комитете по окружающей среде, общественному здравоохранению и безопасности пищевых продуктов Европейского парламента (далее – Комитет по окружающей среде). В проекте доклада от 21 декабря 2021 г. содержится 128 поправок в проект регламента по ПКУМ, которые нацелены на повышение климатической амбициозности и долгосрочной эффективности этого механизма.

Некоторые поправки, в случае их принятия, существенно изменят дизайн ПКУМ, разработанный Европейской комиссией. Подробнее о содержании проекта регламента по ПКУМ, который был опубликован 14 июля 2021 г., читайте здесь.

Какие изменения и дополнения предлагается внести в проект регламента по ПКУМ для повышения его амбициозности и эффективности?

1. Расширить сферу применения ПКУМ путем включения дополнительных товаров (органических химических соединений, водорода, пластмасс и изделий из них), а также косвенных выбросов парниковых газов во всех секторах, подпадающих под действие ПКУМ. Для сравнения: в своем проекте регламента по ПКУМ Европейская комиссия предлагала охватить пять товарных групп (цемент, электричество, удобрения, железо, сталь и алюминий) и регулировать прямые выбросы ряда парниковых газов. При этом допускалась возможность расширения товарного охвата и учет косвенных выбросов на следующем этапе, после сбора Еврокомиссией необходимых данных и разработки соответствующей методологии.

Кроме того, в поправках подтверждается стремление Европейской комиссии охватить также выбросы, связанные с производством исходных материалов (сырья и прекурсоров). Этот подход фактически распространяет действие ПКУМ на дополнительные сектора, которые не перечислены в Приложении 1 к проекту регламента по ПКУМ, что также приведет к увеличению количества сертификатов ПКУМ, подлежащих сдаче в уполномоченный орган.

2. Ускорить введение ПКУМ путем уменьшения переходного периода (с трех лет, предложенных Еврокомиссией, до двух лет), а также приближения срока для полного применения ПКУМ (с 2036 г., предложенного Еврокомиссией, до 2029 г.). Таким образом, в случае принятия этих поправок, требование об отчетности уполномоченного декларанта будет действовать с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 года. Соответственно, требование о покупке сертификатов ПКУМ начнет действовать с 1 января 2025 г., а полную стоимость этих сертификатов потребуется платить с 1 января 2029 года.

3. Использовать коэффициент ПКУМ, чтобы осуществить переход от бесплатных квот в Европейской системе торговли квотами на выбросы (EU ETS) к ПКУМ в период с 2025 по 2028 год. Предлагается начать с небольшого сокращения бесплатных квот в 2025 г. (коэффициент ПКУМ 90%), затем использовать 70% в 2026 г., 40% в 2027 г. и в итоге выйти на 0% к концу 2028 года. Поскольку ПКУМ представлен в качестве альтернативного механизма для бесплатного распределения квот на выбросы в EU ETS, то постепенный отказ от бесплатных квот в ЕС будет сопровождаться с постепенным введением ПКУМ. Соответственно, расходы экспортеров, связанные с покупкой необходимого количества сертификатов ПКУМ, будут постепенно увеличиваться с выходом на полную стоимость к началу 2029 года. Однако для цемента, как товара с более низким риском утечки углерода, полную стоимость сертификата ПКУМ потребуется платить уже с 1 января 2025 года.

4. При расчете количества сертификатов ПКУМ, подлежащих сдаче в уполномоченный орган, учитывать только явную цену на углерод, уплаченную в стране происхождения товара за встроенные выбросы в произведенных товарах. Сохраняется условие, что учитывать можно цену углерода, которая не подлежит экспортной скидке или другой форме компенсации при экспорте. Что касается других действий, предпринимаемых странами и компаниями для снижения углеродного следа, то предполагается, что эти усилия учитываются в самой методологии, поскольку она основана на использовании данных компаний о фактических выбросах. Таким образом, в поправках (так же как и в проекте регламента по ПКУМ) не предусматривается возможность учета поглощающей способности лесов.

5. Создать единый центральный орган, который будет выполнять все функции по администрированию ПКУМ на территории ЕС. То есть предлагается отказаться от идеи Европейской комиссии использовать национальные органы по ПКУМ в 27 странах-членах ЕС. Централизованная система представлена как более эффективная, прозрачная и экономичная.

6. Усилить штрафные санкции за невыполнение уполномоченным декларантом обязательства по сдаче необходимого числа сертификатов ПКУМ или за предоставление ложных сведений о фактических выбросах с целью получения более благоприятного индивидуального режима. Предлагается предусмотреть, что размер штрафа будет эквивалентен трехкратной средней цене сертификатов ПКУМ в предыдущем году для каждого сертификата ПКУМ, который не был сдан уполномоченным декларантом в центральный орган по ПКУМ. Таким образом, размер штрафов будет варьироваться.

7. Предусмотреть процедуру для обжалования решений уполномоченного органа по ПКУМ в независимом Апелляционном совете или в Суде общей юрисдикции. Апелляционный совет предлагается создать из трех полноправных членов. Европейский парламент, Совет и Европейская комиссия назначат по одному члену, а Совет назначит председателя Апелляционного совета. Предлагается также включить положения о том, что решения Апелляционного совета могут быть обжалованы в Суде общей юрисдикции, а затем и в Суде ЕС.

Рассмотрение предложенных поправок в Комитете по окружающей среде, которое состоялось 2 февраля 2022 г., выявило глубокие различия в позициях европейских парламентариев и Европейской комиссии по ряду вопросов, в том числе по экспортным скидкам в EU ETS, срокам имплементации ПКУМ и распределении средств, полученных от ПКУМ. Например, выступившие депутаты положительно отнеслись к предложению о создании единого центрального органа по ПКУМ, но не все из них поддержали поправку о сокращении сроков для отмены бесплатных квот в EU ETS. Некоторые парламентарии предложили использовать более осторожный подход: сначала убедиться в эффективности ПКУМ и только потом отказываться от бесплатных квот. В свою очередь, представитель Европейской комиссии пояснила, что распространение ПКУМ на косвенные выбросы парниковых газов вызывает трудности, поскольку отсутствует методология для их правильного учета и в системе EU ETS используется механизм компенсаций за косвенные выбросы. Похоже, что сомнения у Еврокомиссии есть и в отношении поправки о создании единого центрального органа по ПКУМ.

Поиск компромиссных решений и работа над поправками в проект регламента по ПКУМ продолжатся в ближайшие месяцы. К 10 февраля парламентарии должны были направить свои предложения по поправкам. Голосование по проекту доклада в Комитете по окружающей среде запланировано на 11-12 мая 2022 года. Обсуждение поправок на пленарном заседании Европейского парламента состоится в июне 2022 года.

Автор: Наталья Шпильковская

 

Загрузка комментариев...