Parmigiano Reggiano, Roquefort, Prosciutto di Parma, Prosecco, Champagne – это не только знаменитые гастрономические товары, но и географические указания (ГУ), получившие защиту на территории Европейского Союза (ЕС) и во многих странах мира. ГУ являются объектами интеллектуальных прав, которые все больше привлекают к себе интерес со стороны участников торговых переговоров и становятся предметом различных международных споров.
Географические указания в Соглашении ТРИПС определяются как обозначения, которые идентифицируют товар как происходящий с территории члена или региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением [i].
Как и любые объекты интеллектуальных прав, ГУ носят территориальный характер: охрана предоставляется только на территории той страны, где она была испрошена и предоставлена в рамках действующего законодательства. Следует отметить, что ГУ – одни из самых «разнообразных» объектов прав ИС в плане существующих подходов к их охране и затрагиваемых ими сфер регулирования:
- законодательство о недобросовестной конкуренции,
- коллективные / сертификационные знаки (этот подход активно поддерживается большинством стран Нового Света, в особенности США),
- режимы sui generis, которые защищают ГУ как таковые (подход был разработан странами Старого Света и активно применяется ЕС).
Также некоторые страны могут применять гибридные подходы, как, к примеру, Австралия, которая предоставляет защиту для ГУ для вин через sui generis режим, а для остальных товаров – через сертификационные знаки.
Но вернемся к Соглашению ТРИПС, одной из целей которого является обеспечение минимального уровня охраны прав ИС. Правовые рамки Соглашения достаточно широки, и нет регламентации, как этот минимальный уровень защиты должен быть обеспечен на практике каждым членом ВТО. Отчасти именно поэтому в процессе переговоров по разделу о ГУ удалось достичь консенсуса между странами Нового и Старого Света.
Статья 23.4 ТРИПС поручает членам ВТО развивать повестку географических указаний, а именно: провести переговоры о многосторонней системе уведомления и регистрации ГУ для вин (распространенной на спиртные напитки на конференции министров в Сингапуре в 1996 году) с целью облегчения предоставления более высокого уровня защиты. Предварительная работа по этому вопросу началось еще в 1997 году на заседании Совета по ТРИПС, но по настоящий момент члены ВТО не смогли продвинуться в переговорах. Они по-прежнему расходятся во мнениях относительно объема и сути многостороннего реестра, в частности, необходимо ли расширить товарный охват за пределы вин и спиртных напитков.
Вероятно, сторонники и противники расширения ассортимента продукции недовольны различными стандартами защиты ГУ в рамках ТРИПС: Статья 22 предусматривает «базовый» уровень защиты, в то время как Статья 23 обеспечивает более высокий уровень защиты ГУ для вин и спиртных напитков. Сторонники (Старый Свет) хотели бы, чтобы оба стандарта соответствовали высокому уровню, в то время как противники (Новый Свет) хотели бы, чтобы оба стандарта соответствовали низкому. Камень преткновения, по всей видимости – это неразрешенный вопрос о так называемой «общеупотребимости» (genericide) ГУ, когда они становятся родовыми понятиями.
Географические указания для определенных продуктов, завоевавших репутацию, могут стать жертвой собственного успеха и использоваться для товара с определенными характеристиками или произведенных по определенному методу. Кроме того, мигранты из Старого Света в Новый, которые продолжали производить продукцию с теми же характеристиками или тем же способом, что и у себя на родине, могли способствовать распространению репутации ГУ в Новом Свете, но точно не способствовали сохранению их отличительных черт. Если связь между характеристиками продукта и местом, предусмотренная Статьей 22.1 ТРИПС, нарушена, вероятно можно утверждать, что ГУ утрачивают свою различительную способность, и, следовательно, становятся родовыми понятиями (generic). Однако единого подхода к определению условий, когда ГУ могут считаться утратившими свою различительную способность, нет. ЕС считают, что ГУ становится общеупотребимым, когда оно перестает быть защищенным в своей стране происхождения. Довольно интересно было бы пронаблюдать, как это происходит на практике – напрасно ожидать, что ЕС позволит утратить различительную способность своим ГУ, особенно ГУ для вин.
Географические указания для вин являются одними из самых «дорогих»: согласно исследованию Европейской Комиссии, в 2017 году объем продаж только вин с защищенными ГУ составил 39,42 млрд евро, а общий объем рынка товаров с защищенными ГУ оценивается примерно в 80 млрд евро[ii]. Цифры вполне объясняют стремление ЕС к повышению уровня защиты для своих ГУ. Но так как пока в ходе переговоров на полях ВТО (и хотя бы для вин и спиртных напитков) этой цели достигнуть не удается, ЕС активно отстаивает свои интересы в рамках торговых соглашений, а также специальных соглашений о защите ГУ. В такие соглашения ЕС зачастую включает список ГУ, которые должны получить защиту, и иногда согласование этого списка является одним из решающих моментов сделки[iii]. Такой подход порой создает значительные трудности в ходе переговоров, особенно в вопросах защиты товаров, названия которых в некоторых странах стали родовыми понятиями или не подлежат защите по иным причинам. К примеру, в ходе последних переговоров между ЕС и Австралией возникли неразрешимые противоречия из-за просекко: на территории ЕС – это зарегистрированное ГУ Prosecco, а в Австралии – название винограда[iv]. И это не единственный случай, когда стремления ЕС защитить свои интеллектуальные права в отношении гастрономических товаров на международном уровне не получают должной реализации. Последний довольно яркий пример – история с сыром «Грюйер». В этой связи, вероятно, можно ожидать, что продвижение переговоров между Старым и Новым Светом в рамках статьи 23.4 ТРИПС не будет простым.
Автор: Евгения Михеева
[i] Статья 22.1, Соглашение ТРИПС
[ii] Study on economic value of EU quality schemes, geographical indications (GIs) and traditional specialities guaranteed (TSGs) https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/a7281794-7ebe-11ea-aea8-01aa75ed71a1/language-en
[iii] К примеру, в рамках соглашения с Канадой (Comprehensive Economic and Trade Agreement) защиту получили 143 географических указания ЕС, в рамках соглашения с Молдовой (Deep and Comprehensive Free Trade Area) – 852, с Сингапуром (European Union–Singapore Free Trade Agreement) – 83.
[iv] Geographical indications and the Australia-EU Free Trade Agreement https://www.aph.gov.au/About_Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/pubs/rp/rp2122/AustraliaEUFreeTradeAgreement
14 мая 2025
12 мая 2025
22 мая 2025
20 мая 2025