Намерения ЕС обеспечить устойчивый доступ к сырью для «зеленого» перехода обрели форму законодательной инициативы осенью прошлого года в речи председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен.[i] Евросоюз объясняет остроту такой потребности квази-монопольным положением Китая на рынках значительной части необходимых материалов: до 90% редкоземельных металлов и 60% лития проходят обработку в Китае.
Однако для решения этой проблемы «одной диверсификации торговли – хоть она и необходима – недостаточно», – заявляет ЕС, вводя цели по собственному производству необходимого сырья.[ii] Интересна динамика таких ориентиров: если в сентябре доля собственного производства в потреблении таких материалов озвучивалась на уровне 30%, то в мартовском законопроекте указаны уже 40%.
Достижению этой и иных целей и призван служить Закон о критических сырьевых материалах ЕС (Critical Raw Materials Act, CRMA)[iii]. При этом международная сторона деятельности подается Евросоюзом как «создание Клуба критического сырья для всех стран-единомышленников, желающих укрепить глобальные цепочки поставок».[iv]
Ниже – более подробное описание основных положений инициативы.
Охват. Проект CRMA выделяет стратегическое и критическое сырье, перечни которых подлежат пересмотру Еврокомиссией один раз в четыре года.
Стратегическое: висмут, бор (металлургический[v]), кобальт, медь, галлий, германий, литий (аккумуляторный), металлический магний, марганец (аккумуляторный), природный графит (аккумуляторный), никель (аккумуляторный), металлы платиновой группы, редкоземельные элементы для магнитов (Nd, Pr, Tb, Dy, Gd, Sm и Ce), металлический кремний; металлический титан, вольфрам.[vi]
Критическое: все стратегические материалы, а также сурьма, мышьяк, бокситы, барит, бериллий, коксующийся уголь, полевой шпат, плавиковый шпат, гафний, гелий, тяжелые и легкие редкоземельные элементы, ниобий, фосфорит, фосфор, скандий, стронций, тантал, ванадий.[vii]
Количественные ориентиры. Предполагается установить ориентиры в областях как диверсификации импортных поставок, так и в объеме производственных мощностей ЕС.
Диверсификация источников поставок: к 2030 году на импорт из отдельно взятой третьей страны должно приходиться не более 65% от годового потребления Евросоюзом каждого вида стратегического сырья на любой стадии обработки.[viii] При этом из-под действия меры выводится потребление сырья, включенного в промежуточную или конечную продукцию, поставляемую на рынок ЕС.[ix]
Мощности ЕС по добыче: к 2030 г. способны добывать не менее 10% от годового потребления Евросоюзом стратегического сырья.[x]
Мощности ЕС по обработке: к 2030 г. способны производить не менее 40% от годового потребления Евросоюзом стратегического сырья;[xi]
Мощности ЕС по переработке (отходов): к 2030 г. способны производить не менее 15% от годового потребления Евросоюзом стратегического сырья.[xii]
Стратегические проекты – основной инструмент. Проект CRMA вводит понятие «Стратегических проектов», которые получат право на упрощенный административный режим в части получения разрешений для ведения бизнеса и облегченный доступ к финансированию.
Стратегические проекты должны быть нацелены на обеспечение безопасности поставок ЕС стратегическими сырьевыми материалами. Критерии отбора таких проектов, включают, среди прочего, оговорку для случая реализации такого проекта на территории развивающихся стран (emerging markets or developing economies). Согласно этой оговорке, в таких случаях реализация проекта должна иметь взаимовыгодный характер, выражающийся в создании добавленной стоимости на территории такой страны-партнера.
Проект CRMA вводит режим «единого окна» на национальном уровне стран-членов ЕС. Стратегическим проектам присваивается высший уровень приоритетности[xiii] при получении всех административных разрешений, необходимых для процедур планирования, строительства и эксплуатации Стратегических проектов.[xiv] В общем случае срок получения разрешений для Стратегических проектов не должен превышать 24 месяца для проектов, включающих добычу сырья, и 12 месяцев – для остальных.[xv]
Устанавливается, что страны-члены ЕС вправе оказывать поддержку Стратегическим проектам в обеспечении соответствия административным требованиям.[xvi] Кроме того, исполнителям (project promoter) Стратегических проектов предоставляются консультации по привлечению частного и государственного финансирования,[xvii] а также оказывается содействие в поиске контрагентов для заключения offtake-контрактов.[xviii]
Стратегические партнерства. Цели диверсификации источников поставок, по мнению Еврокомиссии, должно способствовать заключение юридически необязывающих «Стратегических партнерств» с третьими странами. В частности, при достижении 65%-го ориентира «особое внимание» (special consideration) должно быть уделено странам, находящимся в Стратегическом партнерстве с ЕС.[xix] При этом механизмы и формы взаимодействия отражаются в текстах самих Стратегических партнерств.
Мониторинг и смягчение рисков. Каждая страна-член ЕС должна сформировать национальную программу по разведке месторождений критических сырьевых материалов.[xx]
Мониторинг результатов достижения количественных ориентиров возложен на Еврокомиссию. Не реже одного раза в течение трех лет совместно с национальными властями Еврокомиссия должна проводить мониторинг устойчивости цепочек поставок для каждого вида стратегического сырья,[xxi] а информацию о его результатах размещать в публичном доступе. Кроме того, Еврокомиссия собирает информацию о запасах стратегического сырья в каждой стране-члене ЕС[xxii], а также организует систему его совместных закупок[xxiii].
В систему оценки рисков предлагается включить и корпоративный сектор – производителей «стратегических технологий»: батарей для хранения энергии и e-мобильности; оборудования для производства и использования водорода; оборудования для производства возобновляемой энергии; тяговых двигателей; тепловых насосов; оборудования для передачи и хранения данных; мобильных электронных устройств; оборудования для аддитивного производства (3Д-печать); робототехники; беспилотников; ракет-носителей; спутников; передовых чипов. Согласно проекту, крупные компании с выручкой более 150 млн евро и штатом более 500 сотрудников будут обязаны проводить аудит собственной цепочки поставок, включая проведение ее стресс-теста, а также географическую оценку добычи, обработки или переработки стратегического сырья.[xxiv]
Экологические требования. Согласно проекту CRMA, страны-члены ЕС должны разработать и внедрить национальные планы по обеспечению циркулярности использования критического сырья.[xxv] Особое внимание уделяется эффективному управлению отходами.
Кроме того, предлагается ввести требования по маркировке некоторых видов продукции на предмет содержания в ней постоянных магнитов. Перечень таких товаров включает: магнитно-резонансные томографы; ветрогенераторы; промышленных роботов; автомобили; легкие транспортные средства (скутеры, электровелосипеды и иные); холодильные генераторы; тепловые насосы; электродвигатели (в том числе встроенные в другие изделия); автоматические стиральные машины; сушильные машины; микроволновые печи; пылесосы; посудомоечные машины.[xxvi] Любое лицо, поставляющее на рынок ЕС указанную продукцию, содержащую более 0,2 кг постоянных магнитов, также обязано публиковать в свободном доступе информацию о доле содержания в продукции неодима, диспрозия, празеодима, тербия, бора, самария, никеля и кобальта, извлеченных из отходов.[xxvii]
Проект CRMA определяет порядок признания Еврокомиссией релевантных систем сертификации.[xxviii] Предлагается наделить Еврокомиссию полномочиями устанавливать правила для расчета и верификации экологического следа различных видов критического сырья. Такие правила могут быть установлены для видов критического сырья с существенным, по заключению Еврокомиссии, влиянием на окружающую среду. Любое лицо, поставляющее на рынок ЕС такое критическое сырье будет обязано предоставить декларацию об экологическом следе.[xxix] Исключение составляет лишь сырье, входящее в состав полуфабрикатов или конечной продукции.
Процедурные вопросы и дальнейшие шаги. В настоящее время и до 29 мая 2023 г. проводится публичный сбор обратной связи на подготовленный Еврокомиссией проект. Затем ожидается согласование текста нормативного акта с Европейским парламентом и Советом ЕС.
Ильдар Халилюлин
[i] European Commission. 2022 State of the Union Address by President von der Leyen (September 14, 2022) // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/speech_22_5493.
[ii] European Commission. Critical Raw Materials Act: securing the new gas & oil at the heart of our economy I Blog of Commissioner Thierry Breton (September 14, 2022) // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/STATEMENT_22_5523.
[iii] Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL establishing a framework for ensuring a secure and sustainable supply of critical raw materials and amending Regulations (EU) 168/2013, (EU) 2018/858, 2018/1724 and (EU) 2019/1020 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52023PC0160.
[iv] European Commission. Critical Raw Materials: ensuring secure and sustainable supply chains for EU's green and digital future (March 16, 2023) // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_1661.
[v] Здесь и далее в абзаце в скобках – степень обработки материала (если не указано иное).
[vi] Проект CRMA, Ст. 3; Проект CRMA Приложение I, Section 1.
[vii] Проект CRMA, Ст. 4; Проект CRMA Приложение II, Section 1.
[viii] Проект CRMA, Ст. 1(1).
[ix] Проект CRMA, Ст. 2(13).
[x] Проект CRMA, Ст. 2(a)(i).
[xi] Проект CRMA, Ст. 2(a)(ii).
[xii] Проект CRMA, Ст. 2(a)(iii).
[xiii] Проект CRMA, Ст. 9.
[xiv] Проект CRMA, Ст. 2(19).
[xv] Проект CRMA, Ст. 10(1).
[xvi] Проект CRMA, Ст. 14(2).
[xvii] Проект CRMA, Ст. 15.
[xviii] Проект CRMA, Ст. 16.
[xix] Проект CRMA, Преамбула, п. 7
[xx] Проект CRMA, Ст. 18.
[xxi] Проект CRMA, Ст. 19(3).
[xxii] Проект CRMA, Ст. 22.
[xxiii] Проект CRMA, Ст. 24.
[xxiv] Проект CRMA, Ст. 23.
[xxv] Проект CRMA, Ст. 25.
[xxvi] Проект CRMA, Ст. 27.
[xxvii] Проект CRMA, Ст. 28.
[xxviii] Проект CRMA, Ст. 29.
[xxix] Проект CRMA, Ст. 30(5).
14 мая 2025
12 мая 2025
20 мая 2025
7 мая 2025