С 1 августа по 31 декабря 2023 года в Российской Федерации устанавливается количественное ограничение на ввоз озоноразрушающих веществ[1], используемых, например, в качестве вспенивателей и хладагента для кондиционирования и охлаждения воды. Ограничение вводится в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года.
Распределение допустимого для ввоза объёма озоноразрушающих веществ осуществляется между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направившими до 1 сентября 2022 года в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации информацию о потребностях в ввозе озоноразрушающих веществ, целях их использования, а также о фактическом ввозе таких озоноразрушающих веществ за 5 лет, предшествующих расчетному году (пункт 2 Постановления). Примечательно, что временное количественное ограничение на ввоз озоноразрушающих веществ предлагается ввести на всей таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (пункт 9 Постановления), поскольку количественные ограничения устанавливаются на наднациональном уровне в соответствии с Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе 2014 года).
Генеральное соглашение о торговле товарами 1994 года (ГАТТ) позволяет вводить меры ограничительного характера, если они необходимы для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений, но только при условии, что такие меры не применяются произвольно, дискриминационно, и не являются скрытым ограничением международной торговли (статья XX:b ГАТТ).
Аналогичным образом в ЕАЭС введение данных мер в одностороннем порядке возможно, если они необходимы для охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, животных и растений и не служат средством произвольной или необоснованной дискриминации третьих стран, а также скрытого ограничения внешней торговли товарами.
Большинство государств-участников ВТО используют именно это основание для введения ограничительных мер. В меньшей степени государства ссылаются на исключения из статьи XI:2 об общей отмене количественных ограничений и исключения по соображениям безопасности в статье XXI ГАТТ.
Системно-интегрированный характер международной правовой системы также позволяет учитывать обязательства государств по защите окружающей среды за рамками ГАТТ. Многие государства-члены принимали ограничительные меры в соответствии с международными природоохранными соглашениями, в частности, Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Монреальским протоколом, Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенциями[2].
В связи с этим ВТО запустил базу данных по количественным ограничениям[3], в которой можно проверить уведомления (нотификации) государств-участников о введении тех или иных ограничительных мер и основания для их введения. Таким образом, Российская Федерация во исполнение своих международных обязательств в рамках ВТО ещё в 2019 году уведомила об ограничениях по ввозу озоноразрушающих веществ на основании статья XX:b ГАТТ и обязательств по международным озоновым соглашениям[4].
Автор: Ольга Ганина
[1] Постановление Правительства РФ от 23 июня 2023 года № 1019 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2023 году» URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/80796.html
[2] https://www.wto.org/english/tratop_e/markacc_e/qr_e.htm
[3] https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/qres_08nov21_e.htm
[4]https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?SymbolList=%22G/MA/QR/N/RUS/4%22&Language=ENGLISH&languageUIChanged=true#
6 июн 2025
6 июн 2025
2 июн 2025
22 мая 2025