Сергей Тымма
Старший экспертО ценности игрового судебного процесса как формы обучения молодых специалистов праву ВТО
эксперт Центра экспертизы по вопросам ВТО
Игровой процесс – одна из форм обучения студентов по учебной дисциплине, направленная на улучшение практических навыков в применении студентами норм права к смоделированным фактическим обстоятельствам. При этом игровой процесс принимает форму симуляции действия какого-либо институционального органа, как правило, суда, либо заседания в коллегиальном органе (например, модель ООН), либо разрешения конфликта между сторонами посредством двусторонних консультаций или переговоров.
Изучающие право ВТО имеют тоже свой игровой процесс, уже устоявшийся среди студентов и имеющие значительные связи с работниками самой организации – Elsa Moot Court Competition on WTO Law. Студенты по всему миру соревнуются между собой по заранее составленному и подготовленному делу сначала в пяти региональных раундах, а затем команды, занявшие в них призовые места, выявляют победителя между собой уже в Женеве.
В этом году два наших эксперта: Сергей Тымма и Алексей Петренко, — участвовали в данном конкурсе в качестве панелистов (арбитров) на европейских региональных раундах. Своими впечатлениями и мыслями по поводу участия в данном мероприятии и в целом значимости для студентов участия в подобных игровых процессах делится Сергей Тымма.
О конкурсе
Конкурс Elsa Moot состоит из двух стадий: письменной и устной части. Задание публикуется в сентябре на сайте организаторов. В феврале для команд установлены сроки для подачи письменных представлений. В месте непосредственного конкурса проходит модель слушаний перед третейской группой, в рамках заседания которой у команд есть 45 минут (как правило, распределяемых между тремя участниками) и 5 минут на ответные реплики. Как и в других игровых процессах подобного рода, арбитры могут прерывать в ходе выступления участников и задавать интересующие вопросы. Лучшие команды выявляются на основе суммы баллов за письменную и устную части, при этом устная часть занимает 2/3 от общего количества баллов.
По географии конкурс разделен на два региональных раунда в Европе, еще по одному проводят в общей американской лиге (страны Южной и Северной Америки), Азии и Африки. 20 команд, наиболее понравившиеся арбитрам в ходе региональных раундов, сойдутся в баталиях в начале июня в Женеве, а финал пройдет непосредственно в штаб-квартире ВТО.
Связь с практикой
Будучи активным участником в других конкурсах подобного рода, хочу отметить практическую направленность данного конкурса, во-первых, и, во-вторых, неповторимый опыт, который участники команды (студенты) приобретают, работая над проблемой конкретного года.
Дело данного года отмечается особой сложностью. Практика применения статьи XXIV ГАТТ-1994 и Разрешительной оговорки (Enabling Clause), а также взаимодействие данных положений друг с другом и применение их в отношении одних и тех же фактов само по себе является заданием повышенной сложности, даже на уровне практиков. Особенную трудность придает то, что отсутствует более-менее сложившиеся практика по применению данных положений третейскими группами и Апелляционным органом. Это, с одной стороны, устанавливает дополнительные преграды перед студентами, а с другой стороны, предоставляет больше маневра командам для формулирования своих аргументов.
О навыках
При должной подготовке, а должная подготовка предполагает непрекращающуюся работу над проблемой все шесть месяцев (начиная с сентября, когда проблема года публикуется, и до устной стадии конкурса), студенты приобретают следующие навыки:
Постоянное обучение и тренировка
Студенты имеют право выступить несколько раз (как минимум два). Фактические обстоятельства при этом не меняются. Это означает, что столкнувшись с вопросами со стороны третейской группы на своем первом раунде, у студентов есть возможность проработать свои ошибки и недочеты и учесть при представлении своей позиции уже в последующих раундах. Тем самым команда на протяжении всего конкурса может вырасти как в содержательном плане, так и в плане формы представления своей позиции. В этом смысле немного жаль, что на предварительной стадии у команд две, а не четыре таких возможности, поскольку во втором случае, команда смогла бы, как минимум, один раз повторить свое выступление за одну и ту же сторону, поработав над комментариями, полученными от панелистов на первом раунде.
А судьи кто?
В качестве арбитров, которые задают вопросы и оценивают команды выступают официальные работники секретариата ВТО, представители органов международных организаций и государств, занимающихся правом ВТО, работники ведущих юридических фирм, которые представляют интересы государств в ВТО, участвующих в спорах по правилам организации, преподаватели ведущих вузов по программам данной проблематики.
Немного печально осознавать, что из российских университетов на данный конкурс была заявлена только одна команда. В то же время, например, от Украины было заявлено четыре.
В этой связи, я могу только призвать к участию российских студентов в таких мероприятиях. Это непременно увеличит интеллектуальную базу в сфере торгового права. Ведь, как бы там ни было, но споры на международном уровне решаются людьми из разных стран, с разным правовым бэкграундом, будь то континентальная система права или система общего права, представителями различных государств. Умение настраивать диалог в такой международной сфере по очень сложным правовым вопросам – очень ценное и важное умение, которое невозможно получить, находясь на обучении исключительно в рамках своей страны. А получение практического опыта зачастую не хватает при получении основного образования в университете.
Это в абсолютно равной степени работает и для студентов, которые получают образование в европейских университетах. Решения в ВТО принимаются всеми участниками, в обсуждениях активно участвуют станы Латинской Америки, Юго-восточной Азии. Африки. Понимание интересов, которые есть в этих странах, понимание их процесса мышления – это то уникальное качество, которое неспособно дать обычное обучение, может быть за исключением того, когда ваши преподаватели с разных континентов и они чередуются, а ваши коллеги-студенты – со всего мира.
Игровой процессе и базовое образование
Написав вышеизложенное, оговорюсь, что конечно участие в игровом процессе, подобном Elsa Moot, ни в коем случае не может и не способно заменить теоретическую базу, которую студенты получают во время своих основных занятий в университете. Здесь, мне кажется, все-таки верным подход, в отличие от других подобных конкурсов по другим дисциплинам, заключающийся в ограничении, налагаемом на участников конкурса участвовать только один раз. Во-первых, это ограничение позволяет прокрутить через такую практику большее количество студентов, что само по себе ведет к большему числу молодых специалистов в будущем, которые лучше понимают, что к чему, когда приходят на практику. Во-вторых, это отражает опять же мысль о комплементарности данного способа образования наряду с базовым, которые студенты получают в рамках своих обычных занятий в университете.
Полученный же во время участия в конкурсе багаж знаний и навыков никуда не испаряются, и остается с молодым специалистом на выходе из высшего учебного заведения. Навыки поиска необходимой информации по праву ВТО, используя все возможные ресурсы, навыки составления письменных документов на языке организации, построение аргументов, – все это непременно пригодиться при реализации такого молодого специалиста в практической деятельности. Я не хочу говорить, что люди, не прошедшие такого рода опыты, такие навыки не осваивают. Такую практику можно получить и через другие каналы. Однако, участие в игровых процессах является одним из таких каналов, проверенных временем.
Наталья Шпильковская
Главный эксперт2020 / Январь 23