Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации – это, пожалуй, один из самых непростых для восприятия и понимания международных договоров. Правила международной торговли, закрепленные в многосторонних торговых соглашениях, раскрываются в докладах третейских групп и Апелляционного органа. Более того, подходы к толкованию этих правил нередко эволюционируют (в этом, кстати, нет ничего плохого, скорее наоборот – обеспечивается гибкость толкования и правоприменения).
Для того, чтобы установить само правило, нужно знать, как оно было истолковано в рамках процедур разрешения споров. Парадокс: будучи созданными для развития торговли, движущей силой которой являются компании, правила ВТО в некотором роде остаются довольно «недоступными», «закрытыми» для понимания неспециалистами. При всем при этом правила ВТО предельно конкретны, обусловлены особенностями каждой регулируемой ими ситуации. Напомню также, что членство в ВТО не может (вопреки представлениям многих) привести к экономическому чуду, мгновенным результатам. Соглашения ВТО предоставляют членам этой авторитетной международной организации широкую палитру инструментов защиты и продвижения своих интересов. Инструментов довольно тонкой настройки. Ими нужно научиться пользоваться, в том числе и промышленности. Юристы и эксперты должны принимать самое активное участие в этой работе, помогать бизнесу. Таким образом, ВТО – это потенциальные возможности, реализация которых требует знаний, времени, мотивации. Нужно также учитывать, что торговая политика – это, как правило, область дальнего прицела. Здесь редко можно добиться быстрых результатов. Требуется стратегическое видение, формирование многоходовых, порой очень сложных схем реализации своих прав, нередко даже спокойствие и терпение. Именно по этой причине колоссальная работа, проводимая членами ВТО на различных площадках этой организации, включая участие в процедурах разрешения споров, заметна не всегда и уж точно не сразу. Все это, в совокупности, усложняет понимание проблематики ВТО широкой общественностью, затрудняет объективную оценку усилий, предпринимаемых государством в этой области.
Предстоящее пятилетие членства Российской Федерации в ВТО послужило катализатором публичной дискуссии о том, что же принесло нашей стране участие в этой международной организации. В рамках самых разных мероприятий проводятся отдельные сессии, посвященные обсуждению того что сделано, а что нет. К обсуждениям, как правило, приглашаются представители бизнеса, органов государственной власти, общественные деятели, юристы, экономисты, отраслевые эксперты, преподаватели ВУЗ-ов. Предметом обсуждений являются, в основном, чрезвычайно широкие вопросы, такие, как эффективность участия страны в спорах, наша роль в угасающем Дохийском раунде, поддержка национальных производителей, присоединение к соглашениям с ограниченным кругом участников, а также вопрос о том, где же то самое экономическое чудо. Разговор получается обо всем и ни о чем.
Мероприятия по проблематике ВТО, проводимые, например, в Европе, основываются на принципиально иных подходах. Как правило, такие мероприятия фокусируются на одном-двух узких, очень конкретных вопросах. Потому что проблема всегда конкретна. Это не может быть проблема вообще. Для выступления с основными докладами приглашаются признанные в соответствующей области специалисты. После основных докладов выступают 2-3 специалиста, которые комментируют аргументы и выводы, прозвучавшие в основных докладах. После этого имеет место открытая, живая дискуссия, вопросы из зала. Таким образом, в качестве ключевых спикеров всегда выступают специалисты. Причем они комментируют один и тот же вопрос с разных углов, могут не соглашаться друг с другом, спорить, доказывать при помощи обосновывающих аргументов свои позиции. Это очень ценно. Ценно, прежде всего, потому, что аудитория получает возможность услышать квалифицированные мнения, а после – задать любые вопросы, соглашаться либо не соглашаться с докладчиками, приводить собственные аргументы. Это и есть настоящая дискуссия. Подобный формат мероприятий – показатель уважения к аудитории, к приглашенным лицам. Он указывает на то, что мероприятие действительно проводится с целью услышать разные мнения и, посредством их обсуждения, совместными усилиями выработать наилучшие решения.
Не являясь сторонницей копирования западных подходов, я вынуждена признать, что в вопросах проведения мероприятий по ВТО мы пока недостаточно эффективны. В этой связи я бы предложила позаимствовать формат точечных, продуманных конференций и круглых столов. Это потребует очень большой подготовительной работы. Однако дело того стоит. Мы получим результаты.
Автор: А.С. Смбатян
2 окт 2024
5 сен 2024
30 сен 2024
18 сен 2024