В современном мире отчетливо прослеживаются тенденции перехода от эпохи глобализации к протекционизму, что можно считать следствием кризисных времен и стремления государств к обеспечению собственной экономической безопасности. Спецификой текущего кризиса становится так называемый «зеленый» протекционизм – ужесточение торговых барьеров под эгидой борьбы с климатическими изменениями. Трансграничное экологическое нормотворчество направлено против «углеводородных» экономик, к числу которых относится и Россия. В ситуации, когда традиционные нормы ВТО, в том числе статьи ГАТТ, стабильно нарушаются со ссылкой на неоспариваемость зеленых субсидий (non-actionable subsidies), а полноценный механизм разрешения споров ВТО фактически недоступен вследствие блокирования Апелляционного органа американской стороной, экспортерам углеродоемкой продукции приходится признать наличие новой экономической реальности, для которой требуется выработка адекватных стратегий.
В ЕАЭС выход видят в создании сообществ коллективной безопасности в виде общих рынков – энергетических и углеродного. Формирование Общего углеродного рынка ЕАЭС[i] подразумевает координацию действий по созданию системы учета выбросов CO2 и запланировано на 2026 год. Общий электроэнергетический рынок (ОЭР)[ii] планируется к запуску в 2025 году. Связь между этими событиями становится очевидна в контексте начала функционирования Пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ) ЕС в 2023 году – с 2026 года экспортеров электроэнергии одними из первых обяжут выплачивать «углеродный налог».
Мы видим, как текущий европейский энергетический кризис препятствует выполнению стратегий достижения углеродной нейтральности, из чего следует, что первым шагом на пути решения экологических проблем должно стать именно обеспечение энергетической безопасности как основы безболезненного перехода к сокращению выбросов. Именно энергоэкспортеры – одни из ключевых интересантов выработки ответа на торговые барьеры, аналогичные ПКУМ ЕС. Кроме того, любые изменения себестоимости электрической энергии (неминуемые при введении национальной системы учета выбросов или углеродного налога) отразятся в первую очередь на электроэнергетических тарифах для населения. Поэтому при выработке национальной декарбонизационной стратегии принципиально важно деятельное участие представителей электроэнергетических компаний.
Так, на Евразийском экономическом форуме, проходившим в Москве 24-25 мая 2023 года, было выдвинуто предложение выработки единых правил обращения «зеленых» сертификатов[iii] в рамках формирования ОЭР ЕАЭС. Предполагается, что выбор обязательного зеленого сертифицирования в качестве национальной системы учета выбросов повлечет за собой существенно меньшие затраты и более умеренное повышение тарифов на электроэнергию, чем установление аналога Европейской системы торговли квотами или национального налога на высокоуглеродные предприятия.
Как именно формирование общих энергорынков может благоприятствовать достижению климатических целей? Во-первых, наднациональная энергетическая интеграция расширяет возможности и повышает эффективность кооперации для стран-партнеров. Кроме того, оптимизация загрузки генерирующих мощностей благодаря ее перераспределению в рамках ОЭР способствует сокращению выбросов парниковых газов. Наконец, вследствие эффекта «перетекания интеграции», создание сообщества коллективной энергетической безопасности может повлечь за собой и повышение коллективной климатической безопасности, что весьма актуально в условиях нормотворческого и торгового давления прочих региональных объединений.
В стремительно деглобализирующемся мире создание сообществ коллективной безопасности крайне важно для сохранения продуктивных диалоговых площадок и сдерживания протекционистских тенденций. Возможно, именно формат общих рынков с дружественными странами в высокоуглеродных отраслях промышленности станет эффективным механизмом трансляции российской позиции и формирования Россией собственной климатической повестки, взамен навязываемой Западом.
[i] РФ предложила сформировать общий добровольный рынок углеродных единиц Евразийского союза // Interfax. 25.01.2023г.: https://www.interfax.ru/business/883257
[ii] Протокол от 29 мая 2019 года о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза): http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204220001
[iii] Странам ЕАЭС целесообразно рассмотреть возможность выработки единых правил обращения «зеленых» сертификатов. Энергетика и промышленность России. 25.05.2023. URL: https://www.eprussia.ru/news/base/2023/4999998.htm
6 июн 2025
6 июн 2025
2 июн 2025
22 мая 2025