Среди мер торговой политики субсидии являются одним из наиболее распространённых инструментов поддержки внутреннего производства. Однако последствиями высоких объёмов субсидирования становится нарушение условий конкуренции и повышение рисков возникновения избыточных мощностей. Субсидии являются главным источником искажений в мировой торговле: в 2021 г. они негативно повлияли на более 60% потоков торговли товарами.[i] Оценка влияния интенсивного субсидирования отдельных секторов экономики некоторых стран на мировые экспортные потоки определила, что увеличение субсидий Китая на одну единицу снижает общий экспорт стран-конкурентов в секторах обрабатывающей промышленности, преимущественно металлургии, в среднем на 16,6%.[ii]
В рамках ВТО промышленные субсидии регулируются Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах, которое устанавливает многосторонние правила субсидирования промышленности и регламентирует механизмы правовой защиты от ущерба, причиненного субсидируемым импортом. Средства правовой защиты в рамках норм ВТО охватывают только субсидии на товары, оставляя за пределами регулирования субсидии на услуги. Текущие правила регулирования не охватывают все виды прямой или косвенной государственной поддержки. Рост искажающих торговлю субсидий усугубляется снижением эффективности выполнения обязательств членов ВТО по уведомлению (то, что невозможно измерить – трудно контролировать).[iii] Несовершенство механизма регулирования субсидий в системе правил ВТО побуждает страны предпринимать усилия по разработке новых подходов регулирования государственной поддержки, обращаться к альтернативным инструментам и плюрилатеральным инициативам.
Международное торговое право предусматривает возможность применения защитных мер от субсидируемого импорта из иностранных государств в случае, когда такой импорт наносит материальный ущерб отрасли, производящей аналогичные товары в стране-импортере. Таким инструментом является компенсационная пошлина.
Если член ВТО полагает, что его интересы ущемляются, то правила Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах могут быть приведены во исполнение посредством поиска взаимоприемлемого решения в рамках двусторонних консультаций. Если в ходе первоначальных консультаций вопрос не был решен, то можно обратиться в Орган по урегулированию споров. В случае, если по результатам спора субсидия признана запрещенной или дающей основания для введения ответных мер, страна должна прекратить предоставления такой меры поддержки или устранить неблагоприятные последствия от её применения. Преимуществом урегулирования споров ВТО является то, что этот механизм предоставляет средства правовой защиты от субсидий, искажающих конкурентные условия не только на внутреннем рынке, но и внешнем.
С целью решения глобальных проблем, связанных с нерыночной политикой и практикой третьих стран, в том числе излишнего субсидирования, США, ЕС и Япония в январе 2020 г. предложили расширить список запрещенных правилами ВТО субсидий[iv], в ноябре 2021 г. возобновили трёхстороннее партнёрство[v].
Страны предпринимают попытки ограничить субсидирование на секторальном уровне. Примерами таких инициатив является реформирование субсидий на ископаемые виды топлива, переговоры по рыболовным субсидиям, переговоры по субсидированию стали. Развивающиеся страны (Бенинс, Буркина-Фасо, Чад и Мали) настаивают на реформе экспортных субсидий на хлопок.[vi]
Еврокомиссия опубликовала проект Регламента, регулирующего методы противодействия искажениям на едином европейском рынке, вызванными иностранными субсидиями.[vii] ЕС будет регулировать инвестиции иностранных публичных органов в европейскую экономику через механизмы уведомлений и расследования.
Переговоры по пересмотру правил субсидирования и новые инструменты преимущественно направлены на поиск баланса между ужесточением регулирования субсидий и сохранением правовой свободы для правительств использовать субсидии для обоснованных экономических, социальных и политических целей. В период пандемии в условиях значительного вливания денежных средств в экономику, в том числе в виде субсидий, переговоры по этому направлению были приостановлены, проблема излишнего субсидирования была отодвинута на второй план. Тем не менее, актуальность вопроса сохраняется, а искажение конкуренции на мировых рынков как никогда требует поиска новых подходов.
Автор: Т.Г. Зуева
[ii] Industrial Subsidies and Their Impacts on Exports of Trading Partners: The China Case
[iii] Chair cites “chronic” low compliance with subsidy notification requirements (27 October 2020).
[iv] Joint Statement of the Trilateral Meeting of the Trade Ministers of Japan, the United States and the European Union (14 January, 2020)
[v] Joint statement of the ministers of US, Japan and EU on trilateral cooperation (30 November, 2021)
[vi] Cotton-producing countries call for further steps to curb domestic subsidies for cotton
[vii] European Commission: Commission proposes new Regulation to address distortions caused by foreign subsidies in the Single Market
14 мая 2025
12 мая 2025
22 мая 2025
20 мая 2025