Международная морская организация (ИМО) инициировала наиболее кардинальную трансформацию правил судоходства за последние десятилетия, утвердив на 83-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC 83) проект всеобъемлющих поправок к Приложению VI Конвенции МАРПОЛ[i], нацеленных на достижение нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. Данное решение представляет собой переход «ископаемой» отрасли к углеродно-нейтральной.
Центральным элементом новой регуляторной архитектуры является введение двух взаимосвязанных механизмов: технического и экономического, которые должны быть приняты на сессии комитета в октябре 2025 года и, как ожидается, вступить в силу в 2027 году[ii].
Технический механизм заключается в том, что все суда грузоподъемностью 5000 тонн и выше будут обязаны исчислять углеродоемкость топлива (GFI) за предшествующий отчетному периоду год[iii]. Важной деталью является то, что расчет интенсивности будет учитывать полный цикл использования топлива – от производства до сжигания на борту, то есть буквально «от скважины до кильватера» (well-to-wake)[iv].
После расчета углеродного следа необходимо будет по специальной формуле[v] рассчитать, насколько показатели соответствуют заявленным ИМО целям углеродной нейтральности. Организация разработала два уровня соответствия – базовый и прямой.
Базовый уровень предусматривает снижение углеродоемкости на 4% к 2028 г. (относительно показателей за 2008 г.) с постепенным снижением до 30% к 2035 г.
Экономический механизм представляет собой систему квот и взносов. Если после подсчета окажется, что углеродоемкость превышает прямой уровень, то компания будет обязана приобрести «штрафные единицы» (remedial units) по цене 100$ за тонну. Если будет превышен и базовый уровень, то цена возрастет до 380$ за тонну. Такие «штрафные единицы» необходимо будет покупать у компаний, которые перевыполняют свои обязательства или уплатить установленную сумму в специальный Фонд углеродной нейтральности ИМО (IMO Net-Zero Fund).
Для сравнения, проанализировав волатильность цен за тонну CO2 в Европейской системе торговли квотами на выбросы (EU ETS), расценки, представленные ИМО представляются чрезмерно высокими. Так, за последний год средняя цена в рамках EU ETS составила около 72€ за тонну CO2. Тем временем самая высокая цена, зафиксированная 31 января 2025 г. составила около 84€[vii]. К 2028 г. должен быть разработан механизм пересмотра цен на «штрафные единиц» для отчетных периодов, начиная с 2031 года. Однако на данный момент цена за нарушение базового уровня несоизмерима со схожими механизмами достижения углеродной нейтральности.
Учитывая вышесказанное, новый механизм ИМО, безусловно, создаёт мощный экономический стимул для оптимизации маршрутов, повышения энергоэффективности и перехода на новые суда и технологии. Это напрямую влияет на операционные расходы судовладельцев, фрахтователей и портов. Однако, новые обязательства могут стать чрезмерно обременительными для компаний, чей флот традиционно использует мазут и дизель в качестве основных (или единственных) видов топлива для перевозки грузов. Еще одним серьезным вызовом для регулирующих органов и компаний может стать использование довольно амбициозного принципа well-to-wake при подсчете углеродного следа. Обеспечение точности и надежности данных на протяжении всей цепочки поставок топлива, особенно учитывая глобальный характер судоходства, осложняет процесс вычислений и ставит под вопрос их достоверность.
Полина Хорева
[i]Circular Letter No.5005:
[ii] https://www.imo.org/en/MediaCentre/PressBriefings/pages/IMO-approves-netzero-regulations.aspx
[iii] Данная редакция проекта не распространяет указанные обязательства на полупогружные суда.
[iv] Кильватер - след, остающийся на поверхности воды позади движущегося судна или иного плавсредства.
[v]https://wwwcdn.imo.org/localresources/en/MediaCentre/HotTopics/Documents/Circular%20Letter%20No.5005%20-%20Draft%20Revised%20Marpol%20Annex%20Vi%20%28Secretariat%29.pdf (стр. 55-56)
[vi]https://wwwcdn.imo.org/localresources/en/MediaCentre/HotTopics/Documents/Circular%20Letter%20No.5005%20-%20Draft%20Revised%20Marpol%20Annex%20Vi%20%28Secretariat%29.pdf (стр. 55-56)
https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/77d/3pti6r3c32kntb63g01cjt6khsq1mf0e/Alma_GPB_Klimaticheskiy-vestnik_-32_may_25_RGB-_1_.pdf (стр.15 – инфографика)
[vii] https://tradingeconomics.com/commodity/carbon (данные за период: 17 июня 2024 г. – 17 июня 2025 г.)
6 июн 2025
6 июн 2025
19 июн 2025
9 июн 2025