Евросоюз не готов отказаться от бесплатных квот и компенсации косвенных затрат на выбросы

2022 / Октябрь 28

Cтальная промышленность ЕС продолжит получать бесплатные квоты на выбросы парниковых газов в рамках реформированной Европейской системы торговли квотами на выбросы (ETS EU). Европейские компании, имеющие большие счета за электроэнергию и находящиеся под угрозой «утечки углерода», продолжат получать финансовую компенсацию косвенных затрат на выбросы. Эти решения были согласованы в ходе переговоров между Европарламентом, Советом ЕС и Европейской комиссией, которые состоялись 10 октября 2022 года.

«Мы договорились продолжать поддерживать стальную промышленность бесплатными квотами», – отметил Питер Лизе, главный переговорщик Европарламента по ЕTS EU, в своем заявлении по результатам переговоров. По его словам, «правила для стальной промышленности останутся прежними», но «конечно, стальная промышленность будет сталкиваться с более высокой целью [по сокращению выбросов – ред.] и соответствующими изменениями коэффициента линейного снижения, как и все другие отрасли».

Бесплатные квоты для сталелитейщиков сохранятся «по крайней мере до 2032 г.», сообщила медиа-сеть EURACTIVE со ссылкой на Питера Лизе.

На компенсацию косвенных затрат на выбросы, связанных с увеличением цен на электроэнергию, по словам Питера Лизе, могут рассчитывать энергоемкие производства, подверженные риску «утечки углерода». В своем заявлении он сказал только о производителях алюминия, но охват бенефициаров этой поддержки, по всей видимости, будет гораздо шире. В текущей редакции Приложения I к Руководству ETS EU упоминаются 14 секторов, в том числе производство алюминия, чугуна, стали, ферросплавов, свинца, цинка, олова, меди, прочих цветных металлов, продуктов нефтепереработки, полиэтилена в первичных формах.

Пытаясь обосновать целесообразность сохранения этой финансовой поддержки, Лизе отметил: «Компенсация никогда не была 100%, поэтому эффективность и декарбонизация всегда окупаются. Но для этого сектора [т.е. алюминиевой промышленности – ред.] и других смежных секторов, страдающих от высоких цен на электроэнергию, важно получить предсказуемость того, что они будут продолжать получать компенсацию».

В этом году Еврокомиссия согласовала семь национальных схем компенсации косвенных затрат на выбросы на общую сумму почти 45 млрд евро на период с 2021 по 2030 год. Были одобрены схемы Германии (27,5 млрд евро), Польши (10 млрд евро), Испании (2,9 млрд евро), Румынии (1,5 млрд евро), Чехии (1,4 млрд евро), Нидерландов (835 млн евро) и Финляндии (687 млн евро). Поддержка в Нидерландах и Финляндии будет охватывать период с 2021 по 2025 год. В случае Финляндии максимальная сумма помощи компании-заявителю составит 25% понесенных косвенных затрат на выбросы, тогда как в других странах порог установлен на уровне 75% понесенных косвенных затрат на выбросы. Причем в некоторых ситуациях будет допускаться превышение установленного порогового значения.

Помимо продолжения использования бесплатных квот и финансовой компенсации в рамках ETS EU, Евросоюз намерен ввести пограничный корректирующий углеродный механизм (ПКУМ, или углеродный сбор), который также будет направлен на борьбу с предполагаемым риском «утечки углерода». (Подробнее о содержании проекта регламента EC по ПКУМ, который был опубликован 14 июля 2021 г., читайте здесь).

Пока неизвестно, какую методологию будет использовать Евросоюз для корректировки количества сертификатов ПКУМ, предусмотренной статьей 31 проекта регламента ЕС, чтобы отразить степень бесплатного распределения квот в рамках ETS EU. Также неизвестно, будут ли в финальной версии регламента ЕС по ПКУМ учитываться предоставляемые ЕС субсидии для компенсации косвенных затрат на выбросы.

Однако мы видим, что ЕС не хочет отказываться ни от бесплатных квот, ни от компенсации косвенных затрат на выбросы, что у трех инструментов, направленных против «утечки углерода», частично совпадает товарный охват (например, это касается стали и алюминия) и что Европарламент предложил распространить ПКУМ на косвенные выбросы. Все это указывает на опасность одновременного применения тройной защиты, существенного ухудшения условий конкуренции на рынке ЕС для импортных товаров, охваченных ПКУМ, и нарушений правил ВТО.

Автор: Наталья Шпильковская

___________________________

1. https://peter-liese.de/en/32-english/press-releases-en/3858-reform-of-the-eu-emissions-trading-syste...

2. https://www.euractiv.com/section/emissions-trading-scheme/news/steelmakers-win-concessions-in-eu-car...

3. https://www.wto.ru/our-blog/osnovnye-cherty-pogranichnogo-korrektiruyushchego-uglerodnogo-mekhanizma...



Загрузка комментариев...