Восемнадцатого февраля ЕС обратился в ВТО с запросом на консультации с Китаем относительно мер, которые, по мнению ЕС, негативно сказываются на охране и защите прав интеллектуальной собственности европейских компаний. Предметом спора стали патенты в телекоммуникационном секторе. По утверждению ЕС, Китай фактически позволяет своим компаниям нарушать европейские патенты на такие ключевые технологии, как 3G, 4G и 5G, и с помощью судебных запретов на возбуждение исков (anti-suit injunctions) ограничивает патентообладателей в защите их прав в других юрисдикциях[i]. Существует мнение, что ЕС должен «защитить динамичную высокотехнологичную промышленность, двигатель инноваций, который обеспечивает ведущую роль в разработке будущих инновационных технологий; компании ЕС имеют право добиваться справедливости на честных условиях, когда их технологии используются незаконно». [ii]
Патенты, о которых идет речь – это так называемые standard essential patents (SEP), которые необходимы для производства товаров, соответствующих определенному международному стандарту. Телекоммуникационный сектор в значительной степени зависит от стандартизации. В то же время этот сектор - один из самых инновационных и быстро развивающихся за счет большого количества новых технологий, защищенных патентами. К примеру, работа сетей 2G, 3G, 4G, 5G и WiFi основывается на тысячах запатентованных технологий. Поскольку использование технологий, защищенных SEP, является обязательным для производства товаров, владельцы таких патентов обязались лицензировать их производителям на справедливых, разумных и недискриминационных условиях. В случае если производитель использует запатентованную технологию без получения лицензии или отказывается выполнять свои обязательства в рамках лицензионного соглашения, патентообладатель может через суд добиться соблюдения своих прав и прекращения продаж товаров, в которых используются запатентованные технологии.
В своем запросе на консультации ЕС ссылается на ограничения со стороны Китая, с которыми сталкиваются компании ЕС, обладающие патентами на ключевые телекоммуникационные технологии. Ограничения заключаются в лишении возможности европейских компаний защитить свои права, когда их SEP используются китайскими компаниями (например, производителями мобильных устройств) незаконно или без выплаты соответствующей компенсации.
В августе 2020 года Верховный народный суд Китая при рассмотрении дела Huawei v Conversant постановил, что китайские суды могут путем наложения судебного запрета на возбуждение исков запрещать владельцам патентов обращаться в суды других юрисдикций для защиты своих прав. Также Верховный народный суд постановил, что нарушение этого запрета может наказываться ежедневным штрафом в размере до 138 983 евро. С тех пор китайские суды приняли четыре таких запрета в процессе рассмотрения дел Xiaomi v InterDigital, ZTE v Conversant, OPPO v Sharp, Samsung v Ericsson. Владельцы патентов, которые обращаются в суды других юрисдикций, часто сталкиваются со значительными штрафами со стороны Китая, и как следствие вынуждены соглашаться на лицензионные платежи ниже рыночных ставок. По мнению ЕС, данные действия Китая противоречат статьям 1.1, 28, 41.1 и 44.1 Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
В запросе на консультации ЕС также указывает на два других нарушения со стороны Китая. В частности, нарушение статьи 63.1 ТРИПС: неопубликование китайской стороной по меньшей мере трех судебных решений, которые упоминались в официальных публикациях правительства Китая. Более того, Китай в своем ответе на информационный запрос ЕС в рамках Соглашения ТРИПС ссылался на эти решения и отмечал, что они "служат ориентиром для судебной практики". По утверждению ЕС, данные судебные решения нельзя найти в официальных открытых источниках Китая.
В качестве третьего нарушения ЕС отмечает непредоставление информации о ряде окончательных судебных решений, которые упоминались в официальных публикациях Китая и запрос о предоставлении которых в соответствии со статьей 63.3 ТРИПС был направлен ЕС в июле 2021 года. Запрос касался, в частности, судебных решений по делам, связанным с условиями лицензирования SEP, а также исполнением судебных запретов на возбуждение исков. ЕС утверждает: «В сентябре 2021 года Китай ответил, что в соответствии с Соглашением ТРИПС обязательств отвечать на этот запрос нет, и предоставил только два абзаца с незначительными подробностями»[iii].
Превратиться ли этот запрос на консультации в формальное длительное разбирательство в ВТО, покажет время. Свой интерес о присоединении к консультациям уже выразили Канада, США и Япония.
Автор: Евгения Михеева
[i] China – Enforcement of Intellectual Property Rights. Request For Consultations by The European Union. WT/DS611/1 (https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/611-1.pdf&Open=True)
[ii] EU challenges China at the WTO to defend its high-tech sector (https://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=2361)
[iii] China – Enforcement of Intellectual Property Rights. Request For Consultations by The European Union. WT/DS611/1 (https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/611-1.pdf&Open=True)
14 мая 2025
12 мая 2025
22 мая 2025
20 мая 2025