Вопрос получения Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС, Союз) статуса наблюдателя во Всемирной торговой организации (ВТО) по-прежнему актуален и остается одним из приоритетных направлений в области международной деятельности и развития международного сотрудничества Союза [i].
Рассматривая юридическую составляющую вопроса, важно отметить, что право ЕАЭС участвовать в деятельности международных организаций закреплено в пункте 2 статьи 1 Договора об учреждении Евразийского экономического союза.[ii] Он гласит: «Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью».
В рамках ВТО вопрос о предоставлении статуса наблюдателя регламентирован в Приложении 3 к Правилам и процедурам проведения Министерской конференции и заседаний Генерального совета (« Annex 3 of the Rules of procedure for sessions of the Ministerial conference and meetings of the General Council»; «Правила»).[iii] В частности, для того, чтобы получить статус наблюдателя, согласно п. 3 Правил, необходимо направить письменный запрос в орган ВТО, в котором запрашивается такой статус. Текст запроса должен содержать информацию о характере деятельности международной организации и о мотивах получения такого статуса. Запросы о предоставлении статуса наблюдателя согласно п. 2 Правил рассматриваются в случаях, если заявитель обладает компетенцией и непосредственным интересом в вопросах торговой политики, или в соответствии со Статьей V:1 Соглашения ВТО[iv] выполняют функции, имеющие отношение к функциям ВТО. При этом, в п. 4 прямо оговорено, что запросы о предоставлении статуса наблюдателя рассматриваются в каждом конкретном случае каждым органом ВТО, которому адресован такой запрос. Учитываются такие факторы, как характер деятельности организации, характер ее членства, количество членов ВТО в организации, принцип взаимности в отношении доступа к материалам и документам наблюдателя.[v] Если принимается положительное решение, стороны заключают соглашение о сотрудничестве и консультациях, в котором, согласно п.6 Правил международной организации предоставляется статус наблюдателя исключительно в тех органах ВТО, которые оговорены соглашением.[vi] Таким образом, как это следует из п.7, международной организации, получившей статус наблюдателя в конкретном органе ВТО, не может быть автоматически предоставлен статус наблюдателя в рамках других органов ВТО.[vii] Будучи в статусе наблюдателя, международная организация имеет право присутствовать на заседаниях органов ВТО, в которых она является наблюдателем, делать заявления, но после выступлений членов ВТО. Право вносить предложения или участвовать в процедуре принятия решений, не предусмотрено.[viii]
Учитывая открытую политику ВТО в отношении государств и международных организаций, изъявивших желание участвовать в деятельности органов и рабочих групп ВТО, неудивительно, что многие международные организации региональной интеграции не упускают возможности получить статус наблюдателя в глобальной международной торговой организации. В частности, в их число входят такие организации, как Западноафриканский экономический и валютный союз / Экономический и валютный союз Западной Африки (ЗАЭВС/ЗАЭВС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Группа государств Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) и многие другие.
Стоит отметить, что налаживание международного сотрудничества с ВТО лишь одно из многих направлений международной деятельности Союза, которое упоминается в решениях Совета ЕЭК. Так, седьмого мая 2015 года государства-члены ЕАЭС утвердили и направили запрос в Генеральную Ассамблею ООН о предоставлении Союзу статуса наблюдателя, тем самым, изъявив желание и готовность установить регулярное и эффективное сотрудничество в интересах обеих организаций и их государств-членов.[ix] В ходе обсуждений[x] на семидесятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а после и на заседании семьдесят пятой сессии[xi] запрос ЕАЭС был оставлен без рассмотрения и неоднократно откладывался до следующего заседания. Хотелось бы верить, что после получения формального запроса ЕАЭС о статусе наблюдателя в ВТО, вопрос будет решен быстро и положительно.
Что это даст ЕАЭС в практическом плане? Получив статус наблюдателя, ЕАЭС приобретает новые возможности для реализации поставленных перед Союзом целей и задач. Среди них, участие в дискуссиях по вопросам наднационального регулирования мировой торговли, участие в заседаниях высших органов ВТО – Министерской конференции и Генерального совета, а также рабочих органов ВТО по актуальным вопросам торговой политики в интересах государств –членов Союза. Немаловажным является и процедура обмена информацией между этими двумя международными организациями, налаживание конструктивного и взаимовыгодного диалога. Ведь сотрудничество и диалог всегда лучше, чем их отсутствие.
Автор: Мариам Галстян
[i] См., например, Решение Совета ЕЭК № 107.
О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2022 год»
О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2021 год»
О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2020 год».
[ii] Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 1 октября 2019 года) (редакция, действующая с 28 октября 2021 года) https://docs.cntd.ru/document/420205962 .
[iii] WT/L/161 25 July 1996 Annex 3 of the Rules of procedure for sessions of the Ministerial conference and meetings of the General Council https://www.wto.org/gatt_docs/English/SULPDF/91830138.pdf .
[iv] Marrakesh Agreement establishing the World trade organization https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto.pdf .
[v] Там же.
[vi] Там же.
[vii] Там же.
[viii] Там же.
[ix] A/70/141 — Letter dated 30 April 2015 from the Permanent Representatives of Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and the Russian Federation to the United Nations addressed to the Secretary-General; Observer status for the Eurasian Economic Union in the General Assembly https://undocs.org/en/A/70/141
[x] The Sixth Committee considered the item at its 11th and 29th meetings, on 19 October and 20 November 2015 (see A/C.6/70/SR.11 and 29)
[xi] The Sixth Committee considered the item at its 19th meeting, on 18 October 2019 (see A/C.6/74/SR.19)
14 мая 2025
12 мая 2025
22 мая 2025
20 мая 2025