До 14-й Министерской конференции ВТО (МК14), запланированной к проведению 26-29 марта 2026 г. в Камеруне, остается один год. Несмотря на разногласия по большому кругу вопросов, многие члены ВТО чувствует необходимость принятия решений в области сельскохозяйственной торговли. Не в последнюю очередь это связано с важностью обеспечения продовольственной безопасности и ролью сельхозторговли в социально-экономическом развитии стран, в особенности африканского континента. Об этом заявила[i] генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала в декабре 2024г., подчеркнув, что сельхозторговля должна стать одним из центральных элементов повестки МК14.
Вместе с тем, работа на переговорном треке в последние месяцы была затруднена в связи с отсутствием консенсуса по новому председателю переговорной сессии. Ранее этот пост в течение нескольких лет занимал Постоянный представитель Турции при ВТО Посол Акарсой. Посол Турции играл заметную роль в переговорах, однако при нем достичь успеха по сельхозповестке на 13-й Министерской конференции ВТО не удалось. Новый председатель должен, с одной стороны, быть достаточно сдержанным в своих амбициях по достижению значимых результатов на переговорах (учитывая переговорные реалии), а с другой – достаточно настойчивым, чтобы помочь членам ВТО добиться результата.
Кандидатура нового председателя должна быть утверждена на заседании Специальной сессии по сельскому хозяйству 1 апреля 2025 г. Ожидается, что им станет Посол Пакистана при ВТО - Али Сарфраз Хусейн.
В своем недавнем отчете о проведенной под его руководством работе покидающий свой пост председателя Посол Акарсой подсветил следующие вопросы и инициативы:[ii]
(1) решение для развивающихся стран о создании государственных запасов для целей продовольственной безопасности – традиционное «яблоко раздора» на переговорах. Несмотря на обоснованные цели, закупка продовольствия по администрируемым ценам, как правило, имеет искажающее воздействие на торговлю (такая поддержка по правилам ВТО ограничена). Кроме того, продовольствие из запасов может быть экспортировано, резко влияя на экспортную конкуренцию и мировые цены. Традиционно бенефициаром возможного решения считается Индия (и некоторые другие развивающиеся страны). В 2025 г. Китай нарастил бюджет на создание запасов зерна. В этой связи тематика выработки решения по госзапасам продовольствия может получить новый толчок в ВТО.
(2) предложения Группы африканских стран и некоторых членов Кернской группы[iii] по дальнейшему ограничению внутренней поддержки (государственных субсидий) сельского хозяйства. Массированные субсидии в сельском хозяйстве, применяемые как крупными развитыми (США, ЕС, Япония, Швейцария), так и развивающимися (Китай, Индия) экономиками, существенно искажают торговлю и условия конкуренции, в т.ч. на рынках третьих стран.
(3) экспортные ограничения. Речь здесь идет как о повышении транспарентности при введении и применении экспортных ограничений, таких как временные запреты и квоты (например, предложения Японии), так и о более серьезных изменениях, уточнении правил в сфере экспортных ограничений, выработке решения членов ВТО по толкованию и уточнению положений статьи XI ГАТТ 1994 и стати 12 Соглашения по сельскому хозяйству (например, предложения Великобритании).
(4) иные вопросы, включая механизм специальных защитных мер (СЗМ) для развивающихся стран, а также переговоры по хлопку. Вместе с тем, в этих сферах не наблюдается серьезного прогресса. СЗМ предполагает возможность введения развивающимися странами спецзащитных мер по упрощенной схеме (без доказательства ущерба) и по широкой номенклатуре товаров. Такая ситуация привела бы к серьезной непредсказуемости на с/х рынках и ограничениям для сельхозэкспортеров, в связи с чем многие члены ВТО не поддерживают введение такого механизма. Торговля хлопком – сфера, в которой требуется учет интересов т.н. Хлопковой четверки – небольших африканских государств, где хлопок собирается в основном вручную, и которые не могут позволить себе массированные субсидии на поддержку отрасли (как это происходит в США или Китае). Вопрос увязан с переговорами по внутренней поддержке.
(5) разработка модальностей по всем переговорным направлениям с/х повестки. Кернская и Африканская группа продолжают вести работу по выработке таких модальностей, с тем чтобы затем представить ее результаты остальным членам ВТО. О необходимости «вернуться к истокам» и задать переговорные рамки в целях оптимизации процесса в свое время говорила и Россия.
Если членам ВТО удастся за год сократить число разногласий по ключевым элементам переговорной повестки (таким, например, как госзапасы или господдержка), то на МК14 могли бы быть приняты решения в сфере сельского хозяйства, к чему призывает гендиректор ВТО. При этом наиболее реалистичным представляется сценарий, при котором такие решения направлены на содействие наименее развитым странам, развивающимся странам-нетто-импортерам продовольствия и/или малым и уязвимым экономикам. Готовность к полномасштабным реформам правил сельхозторговли пока не прослеживается, хотя потребность в этом ощущается все сильнее (так, экспертное сообщество все чаще говорит о пересмотре Соглашения по сельскому хозяйству). Как представляется, любые серьезные изменения правил в сфере сельского хозяйства потребуют соблюдения баланса между продовольственной безопасностью, устойчивостью и реформами торговли.
Полина Тонких
[i] COASS, Oral Report by the Chairperson, Ambassador Alparslan Acarsoy, JOB/AG/265, 6 Feb 2025. Para 49.
[ii] Список можно рассматривать как перечень тем, которые находятся на столе переговоров (с разной степенью «готовности» к достижению по ним договоренностей). Перечень не следует рассматривать как исчерпывающий, однако он дает индикацию относительно актуальных вопросов переговорной повестки.
[iii] Кернская группа – переговорная коалиция членов ВТО, крупных сельхозэкспортеров, заинтересованных в либерализации торговли с/х товарами. Члены коалиции: Аргентина, Австралия, Бразилия, Венгрия, Индонезия, Канада, Колумбия, Малайзия, Новая Зеландия, Парагвай, Таиланд, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Чили и ЮАР.
14 мая 2025
12 мая 2025
22 мая 2025
20 мая 2025