«Искажения» в экономике как инструмент торговой защиты ЕС

2022 / Март 18

В октябре 2020 года Еврокомиссия опубликовала доклад о так называемых значительных искажениях в экономике России для целей защитных расследований.[i] Готовились ли подобные доклады ранее и каковы их последствия на практике?

В декабре 2017 года аналогичный доклад, в котором подробно разъясняется, как, по мнению Брюсселя, государство «искажает» экономику и влияет на цены различных факторов производства «очень значительным образом», ЕС выпустил в отношении Китая.[ii] 

Доклад по Китаю вышел одновременно с поправками в антидемпинговое законодательство Европейского Союза. 12 декабря 2017 года ЕС внес поправки в Регламент № 2016/1036 от 08.06.2016 (Базовый антидемпинговый регламент), включив в него статью 2(6a).[iii] Новая статья предоставила возможность для органа расследования отклонить фактическую цену продажи и затраты производителя/экспортера при определении нормальной стоимости в ходе антидемпинговых расследований в случае «значительных искажений цен и затрат на производство».

Сам доклад и был принят «в целях» статьи 2(6а). Для того чтобы разобраться, как доклад об искажениях в экономике может быть использован на практике, для начала надо посмотреть, что он из себя представляет по сути. 

В отчете (на 465 страницах) Еврокомиссия приходит к выводу, что Пекин оказывает решающее влияние на распределение ресурсов, таких как земля или капитал, устанавливает и контролирует все аспекты экономической повестки, использует банки в качестве инструментов в «жесткой и искаженной» финансовой системе и закрепляет преференциальный режим для местных компаний. Китайские предприятия в целевых секторах получают землю по очень низким ценам или даже бесплатно, дешевую энергию, льготный доступ к капиталу, искусственно заниженную стоимость займов, строго контролируемые цены на сырье и ограниченные права работников. Доклад отдельно выделяет государственное вмешательство, приводящее к избытку производственных мощностей по сталелитейному, алюминиевому, химическому и керамическому секторам.[iv]

Таким образом Брюссель устанавливает наличие так называемых «искажений» в экономике Китая и в этой связи предписывает органу расследования использовать суррогатные цены для расчета «справедливой» цены продукта. Это при том, что Антидемпинговое соглашение не позволяет подобных манипуляций с внутренними ценами и затратами иностранных производителей (экспортеров).  

Означает ли наличие доклада автоматический отказ органа расследования от данных по затратам на производство экспортеров при расчете нормальной стоимости?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим несколько примеров расследований ЕС против Китая с задействованием «искажений» в экономике:

(1) три первоначальных антидемпинговых расследования в отношении импорта стальных дорожных колес[v], стекловолокна[vi] и горячекатаных листов и рулонов из нержавеющей стали[vii];

(2) пересмотр в отношении импорта резьбовых трубных или трубных литых фитингов из ковкого чугуна[viii], алюминиевой фольги в рулонах[ix], стальных изделий с органическим покрытием[x], посуды и кухонных принадлежностей[xi], вольфрамовых электродов[xii], велосипедов[xiii], гладильных досок[xiv] и пероксосульфатов[xv].

Необходимо отметить, что в каждом из указанных случаев для установления наличия существенных искажений Еврокомиссия направляла вопросник не только китайским производителям (экспортерам), но и правительству Китая. Таким образом, несмотря на существующий доклад, орган расследования ЕС de jure должен был принимать решение индивидуально в каждом конкретном случае, проанализировав всю имеющуюся информацию и предоставив право Пекину привести контраргументы. Интересно, что в расследовании в отношении стекловолокна производитель привел аргументацию, что доклад об искажениях не содержит раздела в отношении данной отрасли, а значит, ссылки на него нелегитимны. В ответ Еврокомиссия заявила, что производство стекловолокна подпадает под горизонтальные разделы доклада.

В итоге во всех вышеуказанных расследованиях Еврокомиссия пришла к выводу, что имели место значительные искажения в ценах и затратах, и поэтому нормальная стоимость не может быть определена на основе внутренних цен и затрат в Китае.  Наличие доклада заведомо еще более усложняет шансы производителей Китая получить либо сохранить доступ на европейский рынок, принимая во внимание, что продукция многих из них и так уже обложена импортными пошлинами. Вместе с тем, представляется, что практику задействования подобных докладов в антидемпинговых расследованиях в перспективе можно оспорить в ВТО. 


Автор: А.Г. Рузавина



[i] Доклад доступен по адресу  https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2020/october/tradoc_158997.pdf

[ii] Доклад доступен по адресу https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2017/december/tradoc_156474.pdf

[iii]   Regulation (EU) 2017/2321of the European Parliament and of the Council of 12 December 2017 amending Regulation (EU) 2016/1036 on protection against dumped imports from countries not members of the European Union and Regulation (EU) 2016/1037 on protection against subsidized imports from countries not members of the European Union (OJ L 338/1, 19.12.2017).

[iv] EU singles out China as distorted state-run economy by Philip Blenkinsop, доступно по адресу https://www.reuters.com/article/us-eu-china-trade-idUSKBN1EE1YY

[v] Commission Implementing Regulation (EU) 2020/353 of 3 March 2020 imposing a definitive anti-dumping duty and definitively collecting the provisional duty imposed on imports of steel road wheels originating in the People’s Republic of China (OJ L 65, 4.3.2020, p. 9).

[vi] Commission Implementing Regulation (EU) 2020/492 of 1 April 2020 imposing definitive anti-dumping duties on imports of certain woven and/or stitched glass fibre fabrics originating in the People’s Republic of China and Egypt (OJ L 108, 6.4.2020, p. 1).

[vii] Commission Implementing Regulation (EU) 2020/508 of 7 April 2020 imposing a provisional anti-dumping duty on imports of certain hot rolled stainless steel sheets and coils originating in Indonesia, the People’s Republic of China and Taiwan (OJ L 110, 8.4.2020, p. 3).

[viii] Commission Implementing Regulation (EU) 2019/1259 of 24 July 2019 imposing a definitive anti-dumping duty on imports of threaded tube or pipe cast fittings, of malleable cast iron and spheroidal graphite cast iron, originating in the People's Republic of China and Thailand, following an expiry review pursuant to Article 11(2) of Regulation (EU) 2016/1036 of the European Parliament and of the Council (OJ L 197, 25.7.2019, p. 2).

[ix] Commission Implementing Regulation (EU) 2019/915 of 4 June 2019 imposing a definitive anti-dumping duty on imports of certain aluminum foil in rolls originating in the People's Republic of China following an expiry review under Article 11(2) of Regulation (EU) 2016/1036 of the European Parliament and of the Council (OJ L 146, 5.6.2019, p. 63).

[x] Commission Implementing Regulation (EU) 2019/687 of 2 May 2019 imposing a definitive anti-dumping duty on imports of certain organic coated steel products originating in the People's Republic of China following an expiry review pursuant to Article 11(2) of Regulation (EU) 2016/1036 of the European Parliament and of the Council (OJ L 116, 3.5.2019, p. 5).

[xi] Commission Implementing Regulation (EU) 2019/1198 of 12 July 2019 imposing a definitive anti-dumping duty on imports of ceramic tableware and kitchenware originating in the People's Republic of China following an expiry review pursuant to Article 11(2) of Regulation (EU) No 2016/1036 (OJ L 189, 15.7.2019, p. 8).

[xii] Commission Implementing Regulation (EU) 2019/1267 of 26 July 2019 imposing a definitive anti-dumping duty on imports of tungsten electrodes originating in the People's Republic of China following an expiry review under Article 11(2) of Regulation (EU) 2016/1036 (OJ L 200, 29.7.2019, p. 4).

[xiii] Commission Implementing Regulation (EU) 2019/1379 of 28 August 2019 imposing a definitive anti-dumping duty on imports of bicycles originating in the People's Republic of China as extended to imports of bicycles consigned from Indonesia, Malaysia, Sri Lanka, Tunisia, Cambodia, Pakistan and the Philippines, whether declared as originating in these countries or not, following an expiry review pursuant to Article 11(2) of Regulation (EU) No 2016/1036 (OJ L 225, 29.8.2019, p. 1).

[xiv] Commission Implementing Regulation (EU) 2019/1662 of 1 October 2019 imposing a definitive anti-dumping duty on imports of ironing boards originating in the People’s Republic of China following an expiry review pursuant to Article 11(2) of Regulation (EU) 2016/1036 of the European Parliament and of the Council (OJ L 252, 2.10.2019, p. 1)

[xv] Commission Implementing Regulation (EU) 2020/39 of 16 January 2020 imposing a definitive anti-dumping duty on imports of peroxosulphates (persulphates) originating in the People’s Republic of China following an expiry review pursuant to Article 11(2) of Regulation (EU) 2016/1036 of the European Parliament and of the Council (OJ L 13, 17.1.2020, p. 18).

Прим. Пероксосульфаты (персульфаты) – неорганические соединения, соли пероксосерных кислот.

 

Загрузка комментариев...