Можно ли реанимировать ВТО

2025 / Июнь 26

Глава Минэка поднял вопрос о реформе организации на встрече с дипломатами 56 стран

Всемирная торговая организация (ВТО) остается для России главным и пока безальтернативным регулятором во внешнеторговой деятельности. Об этом заявил министр экономического развития Максим Решетников на встрече с главами дипломатических представительств, которая прошла 25 июня в национальном центре «Россия». Сейчас организация, по его словам, проходит «проверку на прочность» и, очевидно, нуждается в реформировании. Опрошенные «Экспертом» специалисты в целом согласны, что ВТО не избежать перемен.

Зачем России ВТО

На встречу с Решетниковым приехали послы 56 стран, уточнили «Эксперту» в пресс-службе Минэкономразвития. В том числе из Индии, Китая, ОАЭ, Аргентины, Сербии, Турции и других государств со всех концов света — Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Африки. Свое выступление перед дипломатами Решетников назвал докладом о том, «как живет и развивается российская экономика». «В условиях, когда мировая экономика меняется, запрос на совместное развитие, на создание крепких и долгосрочных союзов с проверенными партнерами усиливается по всем странам», — отметил глава Минэка. Он подчеркнул, что пока Россия совместно с партнерами не создаст собственную инфраструктуру — страховую, транспортную, платежную — ей придется всегда зависеть от «ангажированных решений третьих стран». «По воле одной-двух стран в любой момент любую страну, которая по каким-то не всегда понятным причинам признается нежелательной, можно отключить от мировой торговли», — констатировал Решетников.

Тем не менее, он заверил послов, что Россия остается приверженной международным соглашениям и договоренностям. Решетников напомнил, что страна придерживается правил ВТО и рассматривает организацию как «главного и безальтернативного регулятора» международной торговли, который сейчас «проходит проверку на прочность». Из презентации, которая сопровождала доклад министра (есть у «Эксперта»), следует, что 80% несырьевого экспорта России зависит от правил ВТО. «Общая задача — провести реформу организации и обеспечить предсказуемость международной торговли», — заметил Решетников.

Три направления реформы Минэк представил в той же презентации. Во-первых, Россия добивается стабильности и предсказуемости международной торговли. Во-вторых, страна намерена противодействовать «односторонним протекционистским мерам». Третий пункт — восстановление системы разрешения споров.

Фактически заблокированный с 2019 г. Апелляционный орган — главная неразрешенная до сих пор проблема ВТО, сказал «Эксперту» советник Центра экспертизы по вопросам ВТО, глава делегации на переговорах о вступлении России в ВТО Максим Медведков. Полномочия прежних арбитров истекли, по назначению новых должен быть достигнут консенсус — но его блокирует США, пояснил собеседник (в ноябре 2024 г. американская сторона воспользовалась этим правом в 81-й раз).

На 13-й министерской конференции в Абу-Даби в марте 2024 г. члены ВТО договорились о реформе механизма разрешения споров, это должны были сделать до конца прошлого года. Но официально о том, как будет доработан механизм, не сообщалось. Представитель Минэка подтвердил «Эксперту», что окончательные договоренности о механизмах реформирования системы споров «так и не были достигнуты».

Тогда же, в марте 2024 г., на должность постпреда России при ВТО был назначен Николай Платонов. Вскоре он объяснил, почему Россия не выходит из организации — РФ, по его словам, как член ВТО может доводить свою точку зрения до других участников и способствовать принятию тех решений, которые отвечают интересам страны. Выход из организации означал бы отказ от более благоприятных условий доступа на рынки многих торговых партнеров России, добавлял Платонов.

 Возможна ли реформа

Апелляционный орган нужен для разрешения более 70% всех споров в рамках ВТО, отметил в беседе с «Экспертом» руководитель Центра экономической интеграции Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Никита Пыжиков. Эта инстанция — следующая после третейского суда, решение которого, как правило, стремится оспорить проигравшая сторона. Сейчас апелляция, по словам Пыжикова, «подается в никуда». США, пояснил он, заинтересованы в том, чтобы страны решали разногласия не в рамках ВТО, а на двусторонних встречах. Сейчас им это выгодно с учетом тарифной политики, которую проводит Белый дом, уточнил собеседник.

Еще одна проблема, которая требует реформы, — неравные права членов ВТО, считает Медведков. В пример он приводит Сингапур и Южную Корею, чье право голоса «слабее исторически», — организация не учла переход этих и многих других стран из статуса развивающихся в статус развитых. Кроме того, в рамках ВТО действуют преференции в пользу развивающихся стран — развитые страны должны предоставлять им льготный таможенный тариф. По словам Медведкова, сейчас образовался дисбаланс с точки зрения справедливости и экономики. Еще одна проблема — в невысокой эффективности работы переговорных органов. Из-за этого, по словам Медведкова, 164 страны, входящие в организацию, зачастую не могут прийти к консенсусу в отстаивании своих интересов.

Самое сложное — обойти правило консенсуса всех членов организации, чтобы добиться реформы, полагает Пыжиков. По его словам, эффективным механизмом на пути к ней могут стать плюрилатеральные соглашения (от английского plural, «множественный». — «Эксперт»). Такие документы могут заключаться ограниченным числом участников ВТО и не требуют общего консенсуса. По словам Пыжикова, в отдельных случаях положения таких соглашений распространялись на всех членов организации. В качестве примера он привел одно из соглашений 1996 г. Тогда пошлины на IT-продукцию было решено обнулить на основании решения 29 членов ВТО. Но к этому решению применялся «режим наибольшего благоприятствования» — он означал, что даже не подписавшие соглашение страны извлекали выгоду от отмены тарифов. Пыжиков призывает исходить из того, что договоренность о реформе должна быть достигнута политическим путем. Медведков, в свою очередь, убежден — путь к реформе не оборвется. В ней заинтересованы, по его оценкам, 30–40 стран. Работа в этом направлении идет медленно, «но рано или поздно чем-то закончится», уточнил он. Прекращения этой работы не произойдет по одной причине — право ВТО обеспечивает 95% мировой торговли, резюмировал собеседник.

 

 Источник: https://expert.ru/ekonomika/mozhno-li-reanimirovat-vto/