14.09.2021 г._Позиции стран и международных организаций по вопросам введения трансграничного углеродного регулирования

2021 / Сентябрь 15

26.jpg
ОЭСР разрабатывает планы глобальных цен на углерод для предотвращения торговых войн

13 сентября 2021 г.

ОЭСР разрабатывает новые глобальные планы по ценам на углерод в надежде предотвратить торговые войны между странами с различной экологической политикой. Генеральный секретарь ОЭСР Матиас Корман призвал ЕС поддержать этот план на встрече министров финансов ЕС и предложил Европейской комиссии принять участие в проекте. Ранее М. Корман уже заявлял о своём скептицизме по отношению к ПКУМ: «Страны должны исчерпать все другие варианты, прежде чем прибегать к пограничным углеродным сборам».

Установление цены на углерод считается лучшим способом сокращения эмиссии CO2, поскольку загрязнители фактически облагаются налогом на выбросы углерода, но в то же время и является одной из главных проблем. По мнению М. Кормана, консенсус относительно ценообразования на углерод может быть достигнуть на международной арене.

Правительства ряда стран ОЭСР критически относятся к одностороннему подходу ЕС и опасаются, что ПКУМ может привести к слишком высокому уровню сбора, если ЕС будет учитывать только явные цены на углерод, введенные другими странами. Вместо этого ОЭСР хочет, чтобы подход ЕС включал неявные налоги на выбросы углерода, используемые другими странами, которые применяют различные меры по сокращению выбросов, такие как запрет на угольные электростанции.

В рамках программы ОЭСР страны и экономисты на добровольной основе договариваются о том, как устанавливать оптимальные цены как для налогов на выбросы углерода, так и для других форм экологического регулирования. Это может способствовать достижению договоренности о международной структуре пограничных налогов на выбросы углерода и поможет избежать потенциальных торговых споров.

27.jpg

МВФ: установление минимальной цены на углерод более перспективно, чем механизм трансграничного углеродного регулирования

1 сентября 2021 г.

В ходе совместной работы МВФ и ОЭСР пришли к выводу о том, что в предстоящее десятилетие необходимы решительные и скоординированные действия международного сообщества в области использования механизмов ценообразования на выбросы углерода. МВФ предложил глобальное применение цены на углерод в размере 75 долларов за тонну к 2030 году, однако инициатива не получила международной поддержки.

По мнению эксперта МВФ Иана Парри, без международной минимальной цены на углерод или аналогичного соглашения страны будут действовать самостоятельно и вводить пограничные углеродные сборы. Однако этот путь является гораздо менее эффективным, чем согласование на международном уровне минимальной цены на углерод. Это связано с тем, что механизм пограничного сбора будет учитывать выбросы только конкретных товаров, не принимая во внимание большой объём «неторгуемых» выбросов (например, при генерации электроэнергии, от зданий, транспорта, товаров для производства внутри страны).

27.jpg

Комиссар ООН предупреждает о возможных расхождениях ПКУМ с нормами ВТО

30 августа 2021 г.

Комиссар по вопросам устойчивых и справедливых экономических систем ООН Иоахим Монкельбаан считает: существует риск того, что страны, не входящие в ЕС, в ответ на ПКУМ установят торговые барьеры, что приведет к эскалации споров и росту протекционизма. Однако, полагает комиссар, риск протекционизма необходимо сопоставить с рисками, связанными с изменением климата. Он также отмечает, что несмотря на то, что соответствие норм ПКУМ правилам ВТО еще полностью не выяснено, уже можно выделить ряд потенциальных расхождений механизма ЕС с нормами ВТО. Так, например, прямые экологические налоги на импорт топлива совместимы с правилами ВТО, если эти налоги не превышают налоги на отечественные товары. Пограничные налоги на товары, которые производятся с использованием процессов с интенсивным выбросом парниковых газов, могут быть несовместимы с правилами ВТО, если эти налоги классифицируются как дискриминационные. Поэтому впоследствии будет крайне важно предоставить доказательства того, что ПКУМ имеет экологические и климатические мотивы, а не экономические.

Также у комиссара есть опасения относительно освобождения стран Европейской ассоциации свободной торговли, участвующих в европейской системе торговли квотами, от сбора в рамках ПКУМ. Помимо этого, комиссар считает, что общее исключение для развивающихся стран, возможно, будет рассматриваться как нарушение режима наибольшего благоприятствования ВТО.

29.jpg

Позиция стран БРИКС в отношении ПКУМ

28 августа 2021 г.

Партнёры Индии по БРИКС – Бразилия, Россия, Китай и Южная Африка – обозначили свою солидарность с позицией Индии, выступившей против ПКУМа и назвавшей механизм «дискриминационным». Страны БРИКС выразили свою озабоченность по поводу действий ЕС, связанных с односторонним регулированием углеродных границ, и выдвинули свои возражения в «Нью-Дельском заявлении по окружающей среде» от 27 августа 2021 года: «Мы с серьезной озабоченностью отметили предложения о введении торговых барьеров, таких как односторонний пограничный корректирующий углеродный механизм, который носит дискриминационный характер».

В Заявлении министров торговли БРИКС также указывается недопустимость неоправданной дискриминации в торговле: «Мы подчеркиваем, что все меры, принимаемые для решения проблемы изменения климата, должны разрабатываться, приниматься и осуществляться в полном соответствии с соглашениями ВТО и не должны представлять собой средство произвольной или неоправданной дискриминации или замаскированного ограничения международной торговли».

30.jpg

Обсуждение потенциала ЕАЭС для формирования глобальных климатических правил

13 сентября 2021 г.

Одним из направлением дискуссии на семинаре по теме «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и совершенствовании права ЕАЭС» 13 сентября стали вопросы климатической повестки.

В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития России, Евразийской экономической комиссии, Российско-Германской внешнеторговой палаты, Восточного комитета германской экономики, а также немецких компаний. В ходе семинара стороны обсудили Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, а также текущие и планируемые изменения права ЕАЭС, в частности, в сфере «зеленой» экономики.

Как отметила заместитель директора Департамента евразийской интеграции Минэкономразвития России Юлия Трефилова, Евразийский экономический союз обладает высоким потенциалом для формирования глобальных климатических правил. Для этой цели было принято решение о создании Группы высокого уровня по сближению позиций государств-участников ЕАЭС по вопросу глобальной климатической политики.

Ю. Трефилова также сообщила: «Рабочая группа станет площадкой для обмена мнениями, практиками и подходами в рамках реализации климатической политики. Безусловно в данной сфере для ЕАЭС важно выстраивать диалог с зарубежными партнерами. Опыт Германии в данной сфере огромен. Будем рады совместным инициативам, проектам, готовы к диалогу и обсуждению дальнейших шагов по выстраиванию конструктивного диалога». Она добавила, что «зелёный переход» игнорировать невозможно, нужно двигаться в фарватере глобальной повестки.

31.jpg

Позиция России по поводу ПКУМ ЕС

7 сентября 2021 г.

Россия ожидает разъяснений Еврокомиссии относительно того, на каких принципах должен работать ПКУМ. Механизм ЕС, по мнению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, противоречит принципам ВТО. По словам Министра экономического развития России Максима Решетникова, Россия хочет избежать спора в ВТО, но уже собирает альянс со странами-единомышленницами: к таким относятся страны БРИКС (Бразилия, Китай, Индия и ЮАР), Австралия, США и Саудовская Аравия.

32.jpg

Эксперты в Германии сообщают о высоких политических издержках ПКУМ ЕС

28 августа 2021 г.

Научный консультативный совет при Федеральном министерстве экономики и энергетики Германии считает, что несогласованные односторонние усилия ЕС в области ПКУМ не приведут или лишь частично приведут к сокращению глобальных выбросов. Такая односторонняя мера, по мнению экспертов, будет сопряжена с высокими политическими затратами и рисками без эффективного вклада в защиту климата, именно поэтому члены совета также выступают за многосторонние и совместные решения в области защиты климата и не поддерживают действия, которые способны спровоцировать торговые споры и подорвать эффективность климатической политики ЕС. Соответствие положений ПКУМ нормам ВТО также является серьезным вопросом и риском, который требует рассмотрения.

Новые горизонты регулирования мировой торговли 20 апреля 2021 год 10.00 - 11.30

UNCTAD Trade Policy Dialogue, Vol.5

Harnessing e-commerce post-COVID-19: opportunities and challenges for developing economies

8 лет в ВТО: какие дивиденды получила Россия от членства?

Новые рынки – новые возможности

Россия в ВТО – 5 лет: опыт, проблемы и перспективы